Пятничные и праздничные намазы во время Курбан-байрама и Ураза-байрама совершают в столичных мечетях около 33 000 казанцев и гостей столицы. Об этом стало известно в результате статистических подсчетов, проведенных ДУМ РТ во всех 75 казанских мечетях. При этом их средняя вместимость составляет 300 человек. Самая крупная из них - мечеть "Кул Шариф" на своих площадях способна разместить одновременно около 3 000 мусульман. Галиевская мечеть, где в последние годы проходят основные праздничные торжества с участием Президента РТ, рассчитана на 500 человек. Первая соборная мечеть "Марджани" имеет вместимость 600 человек. Всего в Татарстане функционирует свыше 1500 мечетей. По их количеству Республика Татарстан занимает 2 место среди регионов России.
- Вопрос строительства Соборной мечети в Казани назрел давно, - отмечает заместитель муфтия РТ, имам-хатыйб мечети "Кул-Шариф" Ильфар хазрат Хасанов. - Мы с одной стороны рады, что мусульманская умма активно поддержала эту идею, а с другой - благодарны, что и остальная часть широкой общественности восприняла ее позитивно. При том, что Татарстан занимает второе место по количеству мечетей среди регионов России после Дагестана, является воротами России для мусульманских стран, задает тон развитию ислама в стране, а Казань признана Северной столицей мусульманского мира, по меньшей мере странно, что в такие великие праздники как Курбан-байрам и Ураза-байрам наши верующие вынуждены читать гает-намазы под открытым небом. Открытие Соборной мечети сняло бы этот вопрос раз и навсегда.
Еще один заместитель муфтия РТ, имам-хатыйб Соборной мечети Марджани Мансур хазрат Джалялетдинов считает: "Ежегодно Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов разделяет радость наших любимых мусульманских праздников вместе со своей уммой и в едином поклонении совершает с ней праздничную молитву. Это желание, на самом деле, обоюдно: верующие в свою очередь стремятся попасть именно в ту мечеть, куда приходит наш национальный лидер. В последние годы такой мечетью служит Галеевская – украшение Старо-татарской слободы, памятник татарской архитектуры, возведенный благодаря выдающему татарскому просветителю Галимджану Баруди. До ее реставрации главный республиканский «намазлык» в праздники «растилался» в самом сердце Казани в мечети «Кул Шариф» - жемчужине Казанского Кремля, без которой уже никто не сможет представить образ нашей столицы". Однако, по мнению Мансура хазрата, перенеся основные гает-торжества из одной мечети в другую, главная проблема проведения мусульманских праздничных богослужений в Казани так и не решилась: "Ни та, ни другая мечети вместить в себя всех желающих мусульман так и не смогли. Посещение «Кул Шарифа» было неудобным для верующих в связи со сложными подъездными путями, а Галеевская имеет удобное месторасположение, но не имеет достаточных площадей. В результате, радость этих двух великих мусульманских праздников омрачается тем, что мусульмане вынуждены либо развернуться у дверей храма и уйти, либо слушать проповедь и читать намаз на улице. А открытие единой соборной мечети как минимум на 10 000 верующих помогло бы решить эту проблему".
Имамы обоих мечетей считают, что процесс урбанизации, приведший к активному переселению татар из деревень в Казань, произошедший за последние годы, должен, несомненно, учитываться при выстраивании социальной организации духовной жизни современных мусульман. При этом они подчеркивают, что Центральная соборная мечеть в Казани могла бы стать не только одной из самых красивых и больших мечетей России, красивейшей достопримечательностью или просто новым захватывающим архитектурным проектом, но и символом стабильности, возрождения и толерантности в нашей республике.
- Предки татар во все времена спешили в оказании помощи для строительства мечетей, - напоминает Ильфар хазрат. - И Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), совершив хиджру из Мекки в Медину, первым делом построил мечеть. Не дом для себя, а именно мечеть. Ведь мечеть – это место, где люди, богатые и бедные, сильные и слабые, вместе встают в один ряд для поклонения Всевышнему и тогда между ними усиливается чувство братства, сострадания друг к другу. Мечеть в этом плане носит мощный социальный характер, способствующий укреплению уз братства.
"В Судный день Аллах, обращаясь к людям, скажет: «О, мои соседи, поднимайтесь»! Люди удивятся и спросят: «О, Всевышний Аллах! Разве у тебя тоже бывают соседи?» Тогда Всевышний Аллах скажет: «Да, это те люди, которые строили мечети, они и есть мои соседи». Тогда эти люди поднимутся, и их введут в Рай без отчёта, ибо мечеть – это дом Аллаха и Всевышний делает Своими соседями тех, кто их построил", - подытожил в свою очередь Мансур хазрат.