Вчера прошло очередное заседание Дискуссионного клуба на тему "Пятый мазхаб?! Нет, не слышал!". Тема для встречи выбрана не случайно. В настоящее время не все мусульмане полноценно владеют знаниями по усулю мазхаба, которому они следуют. И имея лишь поверхностные знания в этой области, можно легко стать жертвой тех, кто наводит смуту среди верующих. Почему так много мазхабов? Существовал ли таклид среди сподвижников? Как четыре мазхаба могут быть одновременно правильными? Есть ли сегодня муджтахиды? Как не попасться на уловки заблудших людей, распространяющих фитну в соцсетях? Эти и многие другие вопросы обсудили представители мусульманской молодежи в Галеевской мечети. В качестве экспертов выступили первый заместитель муфтия Республики Татарстан Рустем хазрат Валиулин и преподаватель Российского исламского института и КИУ Ахмад аль-Ханафи. Ахмад хазрат является автором книг и статей по акыде, ханафитскому фикху и другим исламским наукам.
В начале встречи участники разобрали вопросы, которые, пожалуй, волнуют многих: почему в Исламе так много мазхабов? Как четыре мазхаба могут быть одновременно правильными? Мог ли у мусульман, теоретически, быть один мазхаб в фикхе? Ахмад хазрат ответил: «Нет, не мог. Почему? Если бы Всевышний хотел, он бы сделал один мазхаб. Но Всевышний Аллах знал, что в некоторых вопросах муджтахиды разойдутся во мнениях, и, учитывая некоторые особенности [местность, менталитет, культура и пр.], часть мусульман последуют за одними, а часть за другими». Но в то же время Рустем хазрат подчеркнул: «В вопросах фарзов ни у одного из четырех мазхабов не возникает разногласий! Различия есть лишь в ваджибе, сунне и мустахабе». После чего Ахмад хазрат добавил, что «все мусульмане в вопросах фикха либо муджтахиды, либо мукаллиды. Третьего не дано. И если ты мукаллид, то выбери за кем следовать – за признанным ученым эпохи саляфов или за современником, чье положение не известно».
Также участники разобрали вопрос таклида («таклид» означает принятие информации без знания доказательства) среди сподвижников. Был ли он? Ахмад хазрат пояснил, что таклид существовал и во "время лучших людей". К концу жизни Пророка Мухаммада ﷺ было около 150 000 сподвижников, и их уровень понимания фикха и уровень понимания исламской практики был разным. Среди сподвижников были те, кто посвятил себя изучению религии, был всегда рядом с Пророком ﷺ, также были и те, кто видел Посланника ﷺ один раз, или видел его только в пятницу, а все остальное время занимался торговлей. Естественно, что уже в то время появились мукаллиды («мукаллид» - тот, кто совершает таклид).
Многих участников интересовал вопрос: есть ли в наше время муджтахиды («муджтахид» - ученый, достигший способности к иджтихаду и имеющий право на него), ведь некоторые современники в нашем мире уже называют себя таковыми и призывают следовать за ними. Отвечая на этот вопрос, Ахмад хазрат описал качества человека, который имеет право называть себя муджтахидом. В качестве далиля он привел слова Имама аш-Шафии, который писал следующее: «Может давать фетву в религии Аллаха только человек, знающий книгу Аллаха, <…> и их толкование, знает, какие аяты ниспосланы в Медине, а какие – в Мекке, что под ними подразумевается, и по какому поводу они были ниспосланы. Также необходимо, чтобы он знал хадисы Посланника Аллаха ﷺ; знал, какие хадисы отменяющие, а какие отмененные – не меньше, чем он знает о Куръане. Также он должен быть хорошо осведомлен в различных науках арабского языка, арабской поэзии и всех других науках, необходимых для изучения Шариата и Куръана. И вместе с этим он должен быть справедлив, беспристрастен и немногословен, чтобы он был в курсе данных разногласий <…>». Кроме того, в качестве примера хазрат напомнил всем известную историю, которая приводится во всех книгах про Имама Ахмада – имама-муджтахида, саляфа, мухаддиса. Один человек пришел к Имаму и спросил: «Может ли давать фетву (является ли муджтахидом) человек, который знает 100 000 хадисов?» Имам Ахмад сказал: «Нет». 200 000 хадисов? Нет. 300 000 хадисов? Нет. 400 000 хадисов? После этого Имам Ахмад сделал жест, означающий «возможно, может быть».
В конце дискуссии участникам представилась возможность задать вопросы устазам. Так, одного из молодых людей интересовало, как передавать смысл аятов Куръана своему ребенку, если у тебя недостаточно знаний для их правильного понимания? Ахмад хазрат пояснил, что в Священном Куръане есть ясные аяты, например, о запрете злословия, о необходимости совершать намаз, выплачивать закят и пр. Их можно передавать, не опасаясь искажения в толковании, поскольку в них все предельно ясно. Что касается аятов, которые содержат смысл о вероучении, вопросах фикха и т.д., устаз порекомендовал воздержаться от их передачи и какого-либо комментирования, если человек не обладает глубокими познаниями в Исламе.
Проект молодежного мусульманского дискуссионного клуба успешно реализуется отделом социального развития Духовного управления мусульман РТ. Дискуссионный клуб представляет собой площадку для обсуждения актуальных вопросов, в ходе которого участники могут не только обсудить наболевшие темы, но и прийти в ходе дискуссии к истине. В рамках проекта представители мусульманской молодежи ищут ответы на актуальные вопросы, советуются с известными в разных сферах личностями и знакомятся с путями решений социальных проблем. Во встречах обсуждаются как религиозные, так и светские вопросы.