В Республике Татарстан после обсуждений и утверждения на Пленуме Духовного управления мусульман РТ вступило в силу «Положение об исполнении богослужений и религиозных обрядов имамами-хатыйбами ДУМ РТ». Документ имеет основополагающий характер, поскольку по своей сути является механизмом сохранения традиций суннитского Ислама в Татарстане. Утверждению предшествовала кропотливая работа членов Совета улемов, Совета казыев и специалистов в области Шариата по внесению дополнений в Нигезлэмэ, разработанного в 2014 году, с учетом актуальной ситуации в религиозной и общественной сфере в Татарстане. При подготовке настоящей редакции были использованы классические труды по акыде и Ханафитскому мазхабу. Теперь осуществлять свою религиозную деятельность аттестованные имамы Татарстана будут в соответствии с данным Положением. Безусловно, документ также коснется религиозной практики рядовых мусульман – членов всех махаллей республики. Для них в документе содержится исчерпывающая информация по правилам совершения мусульманских обрядов: от имянаречения до погребения.
К числу наиболее важных дополнений Нигезлэмэ относится раздел по акыде (вероубеждению), который содержит основные положения Матуридитской акыды (исламского вероучения) из 60 пунктов. Включение данного раздела в документ было крайне важно, поскольку акыда является основой убеждений и фундаментом религиозной практики, под которой подразумеваются обряды поклонения и соблюдение законов, регулирующих жизнь мусульманина.
Кроме того, в дополненной редакции Положения четко и полно регламентированы правила проведения пятничных молитв - джума-намаза. При этом документ предлагает имамам и махаллям мечетей на выбор две формы их совершения. В первом случае проповедь читается до наступления джума-намаза, во-втором – после хутбы. В Нигезлэмэ также зафиксированы структура пятничной проповеди и ее чтение на татарском языке. Хутба должна проводиться на арабском языке и быть не слишком длинной.
В обновленном документе также регламентированы правила проведения праздничных гает-намазов и четко прописаны требования к курбану (жертвенному животному). Помимо этого, усовершенствован раздел о погребальных обрядах, который содержит пункты о порядке омывания, заворачивания покойного в саван, совершения джаназа-намаза, погребения и правил посещения кладбища мусульманином. В этом же разделе можно ознакомиться с позицией ДУМ РТ относительно традиционных меджлисов поминания, организуемых на третий, седьмой, сороковой день и в год смерти. Так, в положении отмечается, что данные меджлисы являются традицией татарского народа, далее приводится порядок их проведения. Полезными для практикующих мусульман станут также положения об уразе в месяц Рамадан: например, теперь определены условия вычисления нисаба для выплаты садака фидия и фитр, закята, а также уточнен список действий, нарушающих пост. В Положении прописан и порядок проведения Куръан-меджлиса при переезде в новый дом, выплаты закята, форма и этапы совершения хаджа.
Достойно внимания также раздел Нигезлэмэ о правилах имянаречения. Так, в нем подчеркивается, что имя ребенка должно соответствовать исламским традициям. Если родители выбрали имя, противоречащее принципам Ислама, то при содействии имама им рекомендуется выбрать традиционное мусульманское имя.
Одним из наиболее важных разделов Положения является глава о никахе и талаке, которая также была доработана и усовершенствована в новой редакции. В Положении отмечается, что никах должны читать имамы, аттестованные Духовным управлением мусульман РТ. В их обязанности входит не только выдача свидетельства, но и регистрация никаха в книгах метрики ДУМ РТ, что позволит систематизировать статистику заключения мусульманских браков. Ранее такая практика применялась лишь на личное усмотрение имамов.
Кроме того, при утверждении Положения на пленуме ДУМ РТ имамов призвали уделить особое внимание на отдельный пункт, который предостерегает от вынесения некомпетентных шариатских решений и фетв: «Самостоятельные толкования к аятам Куръана и хадисам вправе давать лишь муджтахиды, достигнувшие самого высокого уровня шариатских знаний. Те, кто не имеет подобный уровень знаний, должны быть мукаллидами, то есть следовать за имамами-муджатхидами».