Сколько рака’атов читается в таравих намазе? 8 или 20?
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
Ответ: Таравих намаз является сунной муаккада. Единогласным мнением (иджма’) сахабов, таби’инов и 4 имамов мазхабов является то, что таравих намаз состоит минимально из двадцати рака’атов.
Тот, кто оставляет молитву таравих в месяц Рамадан или сокращает ее, выполняя менее 20 рака’атов – совершает действие, противоречащие единогласному мнению сахабов и осуществляет поступок, от которого следует максимально отстраниться.
Имеются хадисы, в которых говорится, что:
« أنه ﷺ مَا كَانَ يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلاَ فِي غَيْرِهِ عَلَى إِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً»
«Посланник Аллаха ﷺ в Рамадане и вне Рамадана больше одиннадцати рака’атов не читал».[1]
Однако в этом и ему подобных хадисах, по мнению мусульманских правоведов (факихов), говорится о тахаджуд намазе, а не о молитве таравих. Тахаджуд намаз читается и в месяце Рамадан, так и вне Рамадана, а таравих же читается исключительно в месяц Рамадан.
Изначально Пророк Мухаммад ﷺ читал намаз около трех дней с джама’атом в мечети, но затем Посланник Аллаха ﷺ, остерегаясь того, что молитва таравих будет вменена в обязанность, перестал читать ее с джама’атом.
В известной книге по фикху «аль-Ихтияр» говорится: «Таравих намаз является сунной муаккада. Посланник Аллаха ﷺ совершал этот намаз в первых числах месяца Рамадан, а в следующие ночи не вышел к людям, объяснив причину этого боязнью того, что постоянность в нем, может стать причиной вменения в обязанность (став фардом) этого намаза. Праведные халифы и все верующие, начиная со времён ‘Умара (радыяллаху ‘анху) и до сегодняшнего дня, относились к этому намазу с большим вниманием и ответственностью». [2]
Таравих намаз – это сунна. Имам аль-Хасан передает это мнение от имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи). Доводом являются слова Посланника Аллаха ﷺ:
«إن الله تعالى فرض عليكم صيامه وسننت لكم قيامه»
«Всевышний Аллах сделал пост фардом в этом месяце, я же сделал намаз (таравих) в нем сунной».
Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«عليكم بسنّتي وسنّة الخلفاء الراشدين من بعدي»
«Я завещаю вам держаться моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня». [3]
В книге «ад-Дурруль-мухтар» написано: «Таравих - сунна муаккада и праведные халифы и остальные сахабы, как мужчины, так и женщины, единогласны в этом. Затем имам ибн ‘Абидин (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит, что количество рака’атов этого намаза равно двадцати». [4]
أَنَّ عُمَرَ، - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ – »لَمَّا جَمَعَ النَّاسَ عَلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ، وَكَانَ يُصَلِّي لَهُمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً«
Основным доводом является то, что когда ‘Умара бин аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) собрал людей и имамом назначил ‘Убай бин К’аба, то приказал совершать именно двадцать рака’атов.
Имам Малик передает от Язида бин Румана (рахматуллахи ‘аляйхима), что люди во времена ‘Умара бин аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) читали таравих в двадцать три рака’ата. А также ‘Али (радыяллаху ‘анху) приказал совершать этот намаз в двадцать рака’атов. [5]
Такие ученые как имам ас-Саури, ибн аль-Мубарак, имам аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхим) считали, что молитва таравих состоит из двадцати рака’атов. А также имам аш-Шафи’и сказал, что он застал жителей Мекки читающих, таравих намаз в двадцать рака’атов. [6]
Имам ан-Навави (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит, что таравих намаз – сунна. И читается он в двадцать рака’атов, каждый намаз - по два рака’ата. [7]
А Аллах знает лучше.
[1] См. «Сахихуль-Бухари» № 2013
[2] См. «аль-Ихтияр ли т’алилиль-мухтар» т.1 стр. 68
[3] См. «аль-Мухытуль-бурхани филь-фикхиль-Н’умани» т. 1, стр. 456
[4] См. «ад-Дурруль-мухтар» т. 2, стр. 45
[5] См. «аль-Мугни ли ибни Куддама» т. 2, стр. 123
[6] См. «Сунанут-Тирмизи» т. 2, стр. 162
[7] См. «аль-Муджм’у шархуль-мухаззаб» т. 4, стр. 31