В связи с активным распространением в мессенджерах сообщений, вводящих мусульман в заблуждение о недопустимости празднования Мавлида ан-Наби, ДУМ РТ приводит доказательства в пользу правомерности проведения мероприятий, приуроченных дню рождения посланника Аллаха ﷺ:
Первый вопрос: сколько раз Пророк ﷺ отмечал свой день рождения?
Ответ:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отмечал свой день рождения каждую неделю. В хадисе, переданном от Абу Катады, приводится следующее:
في الحديث عن أبي قتادة : أن رسول الله صلّى الله عليه وسلّم سُئل عن صيام يوم الاثنين، فقال : فيه وُلدتُ وفيه أُنزل عليَّ.
.(الصيام كتاب في "،الصحيح" في مسلم الإمام رواه)
Когда у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в понедельник, он ответил: «В этот день я родился и в этот день мне было ниспослано откровение». (Сахих Муслим / Глава о посте, 1162 (198)).
Безусловно, в хадисе указывается на пост, а не на какие-либо другие действия или выражение радости иными способами. Однако способы выражения радости не регламентированы в том случае, если не противоречат Шариату. На данное обстоятельство указывает хадис, переданный в сборнике Имама Бухари (да помилует его Аллах) «ас Сахих» («Китабу ан-никах», 5101), в котором говорится об облегчении наказаний для Абу Ляхаба каждый понедельник за то, что он освободил рабыню, сообщившую радостную весть о рождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Такова награда для человека, который потом всю свою жизнь посвятил вражде с мусульманами. Что же говорить о мусульманах, которые выражают радость по поводу рождения посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?
Второй вопрос: Есть ли хоть один довод из Куръана и Сунны на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал сподвижникам отмечать Маулид?
Ответ: Маулид сам по себе не является целью. Целью является выражение радости по поводу прихода посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этот мир. А радость есть не просто узаконенное с точки зрения шариата действие, а то, что было вменено в обязанность каждого мусульманина. В Куръане Всевышний Аллах говорит:
قل بفضل الله و برحمته فبذلك فليفرحوا(Юнус/58)
Смысл: «Скажи (им, о Мухаммад): «Пусть возрадуются (верующие) за щедрость и милость от Аллаха. И это лучше всего, что они собирают (из земных благ)».
В другом же аяте Всевышний Аллах сказал:
و ما أرسلناك إلا رحمة للعالمين(Анбия/107)
Смысл: «И Мы отправили тебя (о Мухаммад) только как милость для миров (людей и джиннов)».
Из этого и предыдущего аятов следует, что мусульмане обязаны выражать радость по поводу появления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этом мире. Сей факт подтверждается и тафсиром Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал, что благо Аллаха это - знание, а Его милость это - Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
Существует также мнение Ибн Таймии в отношении Маулида. В своем произведении «Иктида Аля Сыратин Мустакым» он пишет:
فتعظيم المولد واتخاذه موسما، قد يفعله بعض الناس و يكون له فيها أجر عظيم لحسن قصده و تعظيمه لرسول الله صلى الله عليه و سلم.
«Возвеличивание маулида и его празднование, которое совершают некоторые люди - очень вознаграждаемое действие, по причине благого намерения и возвеличивания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Это лишь малая часть того, что мы могли бы привести в качестве доказательств правомерности выражения радости по случаю рождения посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пусть Аллах наставит на истину тех, кто заблуждается в этом вопросе.