«Не проедайте незаконно имущества друг друга…» Что говорит Куръан о мздоимстве?

10 июня 2020 года 09:10
«Не проедайте незаконно имущества друг друга…»  Что говорит Куръан о мздоимстве?

Коррупция – явление, присущее в той или иной мере любому государству. Для России же ее искоренение стоит в числе первостепенных задач. О коррупции принято говорить как о следствии политических, социальных и экономических проблем страны. В то же время с точки зрения Ислама причиной тех же политических, социальных и экономических проблем является безнравственность и бездуховность общества. Ведь защищенность людей от общечеловеческих слабостей и соблазнов напрямую зависит от степени чести и совести, а также от веры в душе человека.

Что говорит Ислам о таком человеческом пороке, как мздоимство? Есть прямые указания в Досточтимом Куръане на строгую запретность подобного действия. Так, Всевышний говорит:

وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُوا بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُوا فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالْإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

Смысл: «Не проедайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы незаконно есть часть имущества людей (путем дачи взятки и лжесвидетельства), в то время как вы знаете (что совершаете недозволенное и греховное)» (сура «Аль-Бакара» («Корова»), 188 аят).

То есть в Священной Книге неправомерное присвоение чужого имущества порицается, является грехом, и тем более грехом является подкуп должностных лиц. Из этого аята также следует, что само по себе явление взяточничества не ново, оно было характерно для ранних государств и обществ, пребывавших в неверии, мракобесии и заблуждениях. Аллах рассказывает нам о коррупционной практике прежних поколений и предупреждает мусульман, чтобы они не совершали подобных ошибок:

وَتَرَى كَثِيرًا مِّنْهُمْ يُسَارِعُونَ فِي الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَأَكْلِهِمُ السُّحْتَ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

Смысл: «Ты (Мухаммад) видишь, как многие из них торопятся грешить, враждовать и поедать запретное (имущество). Как же дурны их поступки!» (сура «Аль-Маида» («Трапеза», аят 62). Грустно осознавать, что этот аят, даже спустя тысячелетия, по-прежнему не теряет своей актуальности и легко отождествляется с уровнем нравственности сегодняшнего дня, которому присущи те же безбожие и бессовестность, и как следствие мздоимство. Но Ислам возвышает свой голос, призывая верующих избегать этих пороков и бороться с ними. Наша религия предупреждает верующих людей, что лицемерие и лихоимство ведут к духовной гибели:

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ الْكِتَابِ وَيَشْتَرُونَ بِهِ ثَمَنًا قَلِيلًا أُولَئِكَ مَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ إِلَّا النَّارَ وَلَا يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

Смысл: «Поистине, скрывающие то, что ниспослал Аллах в Книге, выручая за это ничтожную цену, наполняют свои желудки одним только огнем. Аллах не станет разговаривать с ними в Судный день и не очистит их (от грязи грехов). И им – болезненное наказание» (Сура «Аль-Бакара», 174 аят).

Всевышний Аллах не раз упоминает в Куръане неправедное обогащение и обещает за него наказание, потому как человеческие страсти, если их не предупреждать, захватывают человека, заглушают голос его совести и превращаются в твердую убежденность в своей правоте и в неутолимую жажду выгоды, которая разъедает даже страх перед реальным тюремным наказанием. Все привыкли считать, что удержать от совершения преступления возможно только при условии неизбежности наказания в этой жизни. Но обрушившиеся на наше общество в последние годы ценностный нигилизм, пропаганда атеистических взглядов и потребительства расшатали и эту аксиому, ибо порой случается так, что от наказания в нашем обществе можно уклониться. Но только не от наказания в жизни Вечной, в которой каждый ответит по заслугам независимо от своего финансового положения и общественного статуса. Вот что говорит Создатель:

عَذَابًا مِنْهُمْ لِلْكَافِرِينَ وَأَعْتَدْنَا بِالْبَاطِلِ النَّاسِ أَمْوَالَ وَأَكْلِهِمْ عَنْهُ نُهُوا وَقَدْ الرِّبَا وَأَخْذِهِمُأَلِيمًا

Смысл: «И за то, что они брали риба (запретные проценты), что было запрещено им, и незаконно (путем взяток и др.) проедали имущество людей. И для неверующих из них Мы приготовили болезненное наказание (в вечном мире)» (сура «Ан-Ниса» («Женщины»), 161 аят).

Очевидно, что упование исключительно на репрессивный аппарат в борьбе с этим нравственным злом – тщетно. Мы убедились, что насаждение антирелигиозных измерений, принцип атеистического устроения не только не смотивировали человечество на создание справедливого демократического общества, но и размыли нравственные установки, централизовали собственное эго человека и атрофировали уважение к законным правам других сограждан. Быть хозяевами жизни – своей и чужой, влиять на судьбы других, творить что душе и телу угодно... К такому пошлому успеху устремляются члены безнравственного и бездуховного общества, не обремененного верой во Всевышнего и в Судный день и, как следствие, пораженного таким недугом, как коррупция и безнаказанность.

При этом этическая и юридическая системы Ислама предполагают принцип равенства и ответственности между всеми гражданами общества независимо от их положения и материального состояния. И если кто-либо замечен в противоправных действиях и его вина доказана, то наказание будет

неотвратимым и мучительным. Есть целый ряд хадисов, в которых Посланник Аллаха ﷺ гневно осуждает взяточничество. Причем с точки зрения шариата греховным является как дача, так и получение взятки. В одном из хадисов Муснада Ахмада ибн Ханбаля, приведенном в труде «Джавамигуль Калим» татарского просветителя Ризы Фахретдина, Пророк ﷺ говорит: «Пусть Аллах проклянет того, кто берет и дает мзду, а также их посредника». В тексте данного хадиса используется арабское слово «ришва», которое переводится как взятка. Посланник Аллаха ﷺ указал и на чудовищные последствия коррупции для государства и общества: «Нет такого народа, в среде которого существует взяточничество и который не впал бы в ужас и страх».

Возможно ли излечить общество от недуга коррупции? Взглянем на примеры из жизни мусульманских правителей. Халиф по имени Умар бин Абдульазиз (многие ученые его считают пятым праведным халифом) любил яблоки. Однажды в кругу своих близких и единоверцев он признался, что хотел бы поесть любимый фрукт. Спустя мгновение, целую корзину яблок ему передал сосед, однако халиф их не принял и велел вернуть обратно. На удивление окружающих он ответил: «Пророк ﷺ не запрещал принимать подарки, но боюсь, что это была взятка».

Глава местности по имени Фудаиль бин Ияд как-то сказал: «Если бы у меня была мольба, на которую Аллах непременно ответит, то я бы взмолился за нашего султана, ведь если я помолюсь за себя, то моя мольба не коснётся никого, кроме меня. Если же я помолюсь за султана и он будет праведным, то в результате этого праведными станут целые народы и страны».

Во времена царствования Ануширвана, известного в истории как «справедливый и великодушный царь», один из его подданных купил во владение землю. Через какое-то время он обнаружил в ней спрятанные сокровища и сообщил об этом предыдущему владельцу. Продавец ответил: «На тот момент, когда я продавал эту землю, я не находил в ней никаких богатств. Стало быть, они принадлежат тебе». Однако и новый хозяин настаивал на своем: «Мне не нужны чужие богатства, забери их себе». Ни один из них не считал себя достойным найденной сокровищницы, и они пошли за справедливым решением в этом споре к правителю Ануширвану. Тот был рад честности своих подданных и предложил им поженить своих детей, а богатства подарить молодым. Этот пример благочестия и добросовестности еще раз подтверждает, что каждый народ заслуживает тех правителей, которых имеет. Народ Ануширвана следовал его примеру и жил праведной жизнью в праведном государстве. Ведь даже если в этом мире мы и добьемся желаемого с помощью взятки, в Вечной жизни мы навсегда лишимся счастья.

Взяточничество происходит от слабости веры, отсутствия страха за наказание, неумения отличать харам от халяля. Каждый, кто считает себя искренним мусульманином, должен помнить слова нашего любимого Пророка ﷺ: «Когда верующий совершает грех, на его сердце появляется черное пятно. Оставление греха, раскаяние в содеянном и испрашивание прощения у Господа очищают сердце. Если же человек повторяет грехи снова и снова, пятно увеличивается до такой степени, пока не покроет все сердце, обернув его в беспросветную оболочку». Как важно хранить этот хадис в своем сердце! Ведь никакая взятка не стоит тех мук, которые уготованы для мздоимца Аллахом, как и Его наград за праведность. В Судный день каждый из нас будет испрошен: «Как вы заработали свое имущество и как его тратили?». Жизнь мирская – всего лишь испытание, за которым следует вознаграждение или наказание. Ни одну копейку мы не сможем забрать с собой в могилу, а только свои деяния – благие и темные. Власть принадлежит лишь Создателю, и к Нему наше возвращение.

Камиль хазрат Самигуллин

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана