Камиль хазрат Самигуллин: "Хиджаб – защита для женщины"

01 июля 2020 года 11:00
Камиль хазрат Самигуллин: "Хиджаб – защита для женщины"

Хиджаб – защита для женщины

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ

صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

صَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

صَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Некоторые из тех, кто позиционирует себя как защитник прав и свобод женщин, отрицают чистоту и целомудрие хиджаба, не признают его важнейшую роль в сохранении нравственности нашего общества и опровергают его подлинную суть. Псевдозаступники уверяют, что хиджаб не имеет отношения ни к вере, ни к религии – будто это обычай, пережиток прошлого, который берет свое начало еще из доисламского периода человечества, а сегодня поддерживается в угоду деспотичному мусульманскому обществу, провозглашающему "второстепенность" женщины. Безумные аргументы и глупые попытки слукавить! Не нужно спорить со Всевышним, Который сделал хиджаб обязательным для мусульманок.

Покрывание тела - право и обязанность одновременно

Противники хиджаба видят в нем ущемление прав женщин, ограничение их  свободы и сужение возможностей для самореализации в обществе. Как бы то ни было, их целью является полное отрицание либо ограничение обязательности ношения хиджаба. Под предлогом защиты прав и свобод они насаждают обществу свои собственные убеждения, декламирующие моральную развязность, и тем самым наносят ему огромный вред. Так что же все-таки несет в себе хиджаб?

1. Если мы посмотрим на значение слова «хиджаб» и на то, что понимали под этим словом люди, говорящие на том языке, на котором был ниспослан Куръан, мы увидим, что это не является нововведением, которое самовольно было внесено в религию мусульманами. На это указывает то, что «хиджаб» был известен и самим арабам до Ислама, в эпоху «джахилии», и людям Писания того времени в общем.

2. Шариат был ниспослан Аллахом ради благополучия людей, чтобы показать им правильный путь и образ жизни, который поможет им достичь успеха в этом и последующем мирах.

Одной из целей Шариата является «дар'уль мафасид», что означает устранение вреда, и оно в Шариате всегда имеет приоритет над получением пользы − «джальбуль масляха». Поэтому в религии обязательность ношения хиджаба определенно имеет высокие цели и мудрость. Вкратце эти цели можно выделить следующим образом:

− принятие мер предосторожности;

− устранение соблазна и смуты;

− сохранение приличия;

− защита прочности и стабильности семьи;

− духовная чистота;

− различение мерзостей от благого;

− устранение вреда;

− отдаление от всего сомнительного;

− возвышение статуса женщины и ее защита от всего порочного.

3. Вменив хиджаб в обязанность, Ислам оградил женщину от безрассудства и легкомысленного отношения к ней, защитил ее от пренебрежения, которому она подвергалась до прихода Ислама. Несмотря на то, что покрывание частей тела, то есть хиджаб, был известен арабам того времени, он не имел четкого установления. Не было ясного понимания, являлся ли хиджаб традицией среди людей, мерой предотвращения распущенности или личным предпочтением самого человека.

Ислам же дал четкое понимание значения хиджаба и его целей, он определил правила и условия, которые должны учитываться и соблюдаться для того, чтобы достичь нравственной чистоты и целомудрия.

Условия действительности хиджаба, установленные Шариатом

Для того, чтобы покрытие тела женщины было правильным и действительным с точки зрения Шариата, необходимо соблюдение в хиджабе следующих условий:

− покрытие всего тела женщины (кроме лица, кистей и ступней - в ханафитском мазхабе);

− ткань одежды должна быть плотной, то есть не прозрачной и не просвечивающей;

− одежда должна быть просторной, широкой, не облегающей и не выделяющей части тела;

− одежда не должна быть отличительной чертой, присущей только иным религиозным общинам из числа немусульман;

− одежда не должна быть умащенной благовониями и духами;

− одежда женщины не должна быть похожа на одежду мужчин;

− одежда не должна быть признаком гордости и высокомерия.

Это означает, что Шариат не установил определенную форму или вид одежды для женщины, давая тем самым ей свободу в ношении того, что ей хочется, при соблюдении вышеперечисленных условий.

Даже поверхностное разъяснение смыслов хиджаба говорит нам о большом преимуществе покрывания тела и о том, какое влияние оно оказывает на нравственное развитие общества. Ислам, сделав хиджаб обязательным для женщины и привив ей любовь к покрыванию тела, не ущемляет ее прав – личных, гражданских, семейных, а также не обделяет ее в конструктивных взаимодействиях с окружающим обществом. Все это говорит о том, что целью хиджаба является защита чести и достоинства женщины, предотвращение смуты, а не ее порабощение или дискриминация.

Лексическое значение слова хиджаб

Слово «хиджаб» в арабском языке является производным от слова «хаджб», что означает «покрывать, скрывать, защищать, препятствовать». Отсюда и взяты в арабском языке такие слова, как:

- «хаджиб» – охранник, телохранитель, так как он защищает доверенную ему территорию или человека;

- «хаджибан» – брови на лице человека, которые препятствуют попаданию пота в глаза;

- «хиджаба» – известное и в эпоху джахилии покровительство рода Бану Кусей над Каабой. Они были ответственны за защиту, обслуживание и хранение ключей Каабы.

В Куръане же корень слова хиджаб встречается восемь раз в различных аятах, в каждом из которых этот корень указывает на значение покрывания, препятствия и тому подобное.

Всевышний Аллах говорит в 32-м аяте суры «Сад»:

فَقَالَ إِنِّي أَحْبَبْتُ حُبَّ الْخَيْرِ عَن ذِكْرِ رَبِّي حَتَّى تَوَارَتْ بِالْحِجَابِ

Смысл: «Он (Сулейман) сказал: «Любовь к этому добру (коням) отвлекала меня от поминания моего Господа, пока оно (солнце) не скрылось за (на арабском «хиджаб») завесой (за горизонтом)".

В 46-м аяте суры «аль-А'раф» Всевышний говорит:

وَبَيْنَهُمَا حِجَابٌ

Смысл: «И между ними (обитателями Рая и Ада) будет преграда (хиджаб)».

В 51-м аяте суры «Шура»:

وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ

Смысл: «Аллах разговаривал с людьми только через откровение или через завесу (хиджаб) (как было с Мусой, который слышал речь Аллаха, но не видел Его)».

В 15-м аяте суры «аль-Мутаффифин»:

كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ

Смысл: «Нет же! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой (хиджабом)».

В 17-м аяте суры «Марьям»:

فَاتَّخَذَتْ مِن دُونِهِمْ حِجَابًا

Смысл: «Она отгородилась от них занавесой (хиджабом)».

В 53-м аяте суры «аль-Ахзаб»:

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ

Смысл: «И если вы просите у них (жен Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу (хиджаб)».

Слово хиджаб используется также в подобном значении в известных выражениях арабов, таких как: «Слабость (бессилие) является преградой (хиджаб) между человеком и его целью», «Грехи являются преградой между человеком и его Господом».

Шариатское же значение слова хиджаб, как мы видим, берет свою основу из лексики арабов, то есть в понимании Шариата хиджаб – это покрывание женщиной своего тела от взглядов посторонних людей, что также сопоставимо с языковым значением этого слова – покрывать, преграждать, препятствовать и т.д.

Также покрывание женщиной частей своего тела не раз встречается в писаниях предыдущих общин. Приведем несколько примеров этому.

В Ветхом Завете сказано: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась». (Бытие 24:63-65)

В другом месте сказано: «И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену». (Бытие 38:13-15)

В доисламской поэзии арабов покрывание женщиной своего тела также встречается так часто, что не остается никакого сомнения в том, что это понятие, а именно хиджаба как покрывания тела, было известным явлением среди людей, хоть и не имевшим, как было упомянуто ранее, определенных рамок и правил.

Ислам же, как и во многих других аспектах, утвердил положительные практики, понятия и традиции арабов, искоренил любое вредное и отрицательное. Поэтому с приходом Шариата у хиджаба появилось правовое положение, условия, правила, в отличие от того, что было до прихода Ислама.

Мудрость и цели хиджаба

1. Защита женщины

Шариат повелел женщине закрывать свое тело от чужих глаз, так как это является мерой предосторожности от попадания в непристойное положение и во все, что может приблизить к этому. Поэтому мы видим, что предостережение от прелюбодеяния в Исламе относится не только к самому прелюбодеянию, но и ко всему, что может подтолкнуть и приблизить к нему.

И так как женщина является причиной соблазна, то защита ее чести в свою очередь является одной из высочайших целей Шариата. Именно поэтому Ислам обязал для женщин хиджаб – дабы оградить их от любой причины, которая может очернить и опорочить достоинство и честь женщины.

2. Устранение вреда

Верующая женщина испытывает неудобство и дискомфорт от взглядов посторонних людей, ей неприятно, когда ее разглядывают разного рода зеваки и бездельники на улицах. Она чувствует в этом домогательство по отношению к себе, которое идет в противовес  ее стыду и скромности. По этой причине хиджаб сделан обязательным для устранения подобного вреда.

Об этом Всевышний Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

Смысл: «О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин легкого поведения), чтобы не причинить им обиды. И Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)». (Сура «аль-Ахзаб», 59-й аят)

Толкователи Куръана в тафсире этого аята говорят, что некоторые нечестивцы среди жителей Медины выходили на улицы по ночам и приставали к женщинам. Когда они видели, что женщина прикрыта, они понимали, что она не рабыня и не блудница, а свободная целомудренная женщина, и оставляли ее. Если же она не была прикрыта, это не останавливало их. Все это показывает важность хиджаба и его роль в ограждении женщины от подобного рода вреда.

3. Различение между скверным и благим

Одной из мудростей обязательности хиджаба является различение верующей от неверующей, благочестивой женщины от нечестивой. Ношение женщиной хиджаба сдерживает безнравственных людей, которых привлекает все открытое и незащищенное.

К тому же это подталкивает обладателей мужества и достоинства к защите женщины, носящей хиджаб, так как они проявляют к ней особое уважение и ценят семью и род, который воспитали ее. И мы видим в аяте Куръана, в котором Аллах говорит: «...так их легче будет отличить...», уделение особого внимания статусу женщины.

4. Предотвращение смуты и соблазна

Известно, что сердце человека подвержено соблазнам и наущениям шайтана, тем более, когда имеются все причины и средства, подталкивающие к этому. В связи с этим, Шариат велит нам отрезать на корню все причины соблазнов и наущений.

Хиджаб был узаконен и вменен в обязанность, а оголенность и неприкрытость для женщины были запрещены, так как демонстрация и показ женщиной своих красот пробуждает в мужчинах определенные чувства и природное влечение, которое, в свою очередь, не могут сдержать в себе нечестивые люди, в сердцах которых − болезнь. Тем самым, хиджаб становится преградой между женщиной и порочными людьми. Он будет сдерживать подобных людей от посягательств на покрытую женщину и на ее благородство. На это указывают слова Всевышнего Аллаха в 32-м аяте суры «аль-Ахзаб»:

 إِنِ اتَّقَيْتُنَّ فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ

Смысл: «Если вы боитесь Аллаха, то не говорите мягко (с посторонними мужчинами), чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь».

Эта мудрость хиджаба очень похожа на предыдущую, однако акцент здесь делается на мужчину, чтобы преградить ему путь к порочному.

5. Очищение сердца

Ношение хиджаба не оставляет повода для пробуждения в мужчине и женщине низменных чувств, отдаляет их от дурных мыслей, ведь сердце мужчины устроено так, что порой оно может склоняться к чему-то новому, отдавая предпочтение над своей супругой другой женщине, понравившейся ему чем-либо. Тем более душа человека имеет особенность утомляться от всего знакомого и привычного. Как говорится в арабской поговорке, «привычное наскучивает». Человек по своей природе стремится к новому и необычному несмотря на то, что новое может быть и не лучше привычного.

Так же это может относиться и к женщине. Слова Всевышнего Аллаха в суре «аль-Ахзаб» указывают на это: «Это чище для ваших сердец и для их сердец». Акцент здесь, как мы видим, делается и на мужчине, и на женщине, потому что причина в обоих случаях − соблазн и искушение.

6. Сохранение скромности и стыда

Всевышний Аллах заложил в природе женщины особую скромность и сдержанность, ей свойственна потребность в защите и скрытости. Хиджаб гарантирует женщине эту защиту: надевая его, она чувствует себя в безопасности и в душевном спокойствии. В хиджабе ее не будут преследовать взоры нечестивых людей, ее не будут беспокоить мысли о тех, кто без стыда разглядывает женщин на улицах. Она может быть спокойна в отношении всего этого.

7. Проявление почтения к женщине и адекватная оценка ее роли в обществе

В доисламский период (джахилия) женщина по большей части надевала открытую одежду, которая не скрывала грудь, шею и другие части ее тела. Она ходила среди мужчин, не скрывая своих волос, и любила, чтобы на нее обращали внимание. С приходом Ислама Шариат запретил ей это, об этом Аллах говорит:

 وَلَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ

Смысл: «…Не наряжайтесь так, как во времена джахилии…» («аль-Ахзаб», 33 аят).

Тем самым, Всевышний Аллах пожелал сохранить красоту женщины от неблагопристойности и неприличия для того, чтобы к женщине относились достойно, а не смотрели на нее как на предмет удовлетворения своих низменных желаний.

Хиджаб при этом не ограничил возможность участия в общественной жизни людей, вносить свой вклад в научную и интеллектуальную сферу, не впутывая при этом в это ее женскую привлекательность, способную обольстить и сподвигнуть некоторых на непристойное. 

8. Отстранение от сомнительного

Одной из высочайших целей Ислама является отстранение от чистых и невинных людей всего подозрительного и сомнительного, ограждение благородных семей и родов от всего порочащего их имя и честь. Ислам уделяет особое внимание тому, чтобы избавить непричастных людей от разного рода обвинений и подозрений. А тяга женщины к демонстрации себя и своих красот перед чужими мужчинами указывает на ее неискренность по отношению к своему мужу и отсутствие верности.

Оголение и показ частей тела также может являться поводом для обвинений и сомнений в отношении ее благонравия и чистоты. Все это является скверным, а Всевышний Аллах пожелал, чтобы верующая женщина была очищена от подобного.

Также хиджаб  − это признак благородства опекуна женщины, который указывает на мужество, ревность мужчины и его стремление оберегать честь семьи, в которой эта девушка была воспитана. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:

 إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا

Смысл: «Поистине, Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью» («аль-Ахзаб», 33 аят). Речь в этом аяте идет о семье и женах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также о необходимости сохранения репутации семьи и рода.

9. Укрепление семьи и сохранение ее стабильности

Укрепление семейных уз есть одна из социальных целей, которой уделяется большое внимание в Исламе. Шариат, обязывая женщин носить хиджаб, учитывает то обстоятельство, что мужчина, видя других женщин с непокрытыми частями тела, начинает сравнивать их со своей супругой. Ввиду того, что супруга стала «привычной» для мужчины, сравнение его часто может быть не в пользу последней. Это может негативно сказываться на взаимоотношениях между супругами.

К тому же неженатый молодой человек, видя покрытую хиджабом девушку, понимает, что единственный допустимый путь отношений с ней − это женитьба. Тем самым хиджаб побуждает человека к созданию семьи и положительно влияет на ее сохранность.

Камиль хазрат Самигуллин

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей