Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин приступает к публикации нового цикла своих статей. Серия его авторских наставлений выходит под названием "Стереотипы об Исламе" и развенчивает мифы и общепринятые заблуждения относительно истоков и традиций нашей религии. Красной нитью в публикациях муфтия проходит мысль о том, что в обществе по-прежнему плохо осведомлены о вере и образе жизни мусульман, существует слепое доверие деструктивным информационным каналам об Исламе и склонность обобщать и рассуждать, делать выводы, основываясь на стереотипах. В своих статьях Камиль хазрат противопоставляет разного рода безалаберным толкованиям Куръана и сунны Пророка ﷺ научно-богословские доказательства мудрости Всевышнего.
Стереотипы об Исламе.
Стереотип 1: «Ислам ущемляет женщину в вопросах наследства»
Противники Ислама видят в нашей религии ущемление прав женщин и ограничение их свободы в самых разных сферах. В качестве примера они приводят имущественные вопросы, так как доля женщины в наследстве равна половине доли мужчины. Впрочем, псевдозащитники забывают, что право – это не только то, что можно, но еще и обязанность одних перед другими. Под предлогом борьбы за равенство полов они извращают суть этих понятий, уводят мужчин и женщин от их истинного предназначения в мире, стирают различия между ними и даже наделяют правами, за которыми следуют непосильные обязанности. И самое главное – они не понимают, что каждый приказ Всевышнего таит в себе величайшую мудрость. Давайте разбираться.
Почему Аллах на стороне женщины в вопросе наследования?
Всевышний Аллах в 11-ом аяте суры «ан-Ниса» говорит: «Аллах завещает вам относительно ваших детей: мужскому полу – доля, равная доле двух женщин <…>». В этом аяте несведующим видится умаление социального положения женщины. Правильное же понимание вышеупомянутых слов Всевышнего напротив указывает на объективность и справедливость Ислама по отношению к мужчинам и женщинам. Ведь упомянутое в аяте разделение имущества не является единственным правилом в вопросах наследования.
Различие долей наследства в Исламе обусловлено определенными обстоятельствами, как, например, степень родства между наследодателем и наследником, положение очередей наследников, обязанность нести финансовое бремя и умение распоряжаться имуществом. Эти различия не сводятся к полу и не обуславливается исключительно половой принадлежностью.
Если проанализировать все случаи наследования в Исламе, мы увидим, что имеется более тридцати ситуаций, в которых женщина получает долю, превышающую долю мужчины, либо она получает долю равную его доле. Так же есть ситуации, в которых женщина получает право наследства, тогда как равнозначные по статусу мужчины такого права лишаются. И будет не объективным противопоставлять всему этому всего лишь четыре случая, в которых женщина получает половину доли мужчины.
Право женщины на наследство связано с ее доходом и уровнем благосостояния. В этом есть Божественная мудрость, сохраняющая естественный гармоничный баланс отношений между мужчинами и женщинами.
Женская доля в наследстве может быть ниже только в том случае, если у нее есть высокий стабильный доход и хорошая обеспеченность. Если же ее доход и обеспеченность низкая, то она получает долю равную или даже превышающую долю мужчины. Таким образом, если ущемление прав женщины в наследстве и имеет место быть, то точно не в Исламе. Именно с приходом Ислама Шариат дал женщине право наследования имущества. Всевышний Аллах говорит: «Мужчинам – доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и (близкие) родственники. И женщинам – доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и (близкие) родственники, будь то мало (наследства) или много – удел (наследства установлен в Куръане и он) обязательный (для передачи тем, кому оно полагается по Шариату)» (Сура «ан-Ниса», 7-й аят1).
Большой ученый, известный толкователь Куръана Шейх аш-Ша'равий о словах Создателя «…мужскому полу – доля, равная доле двух женщин» говорит следующее: «Всевышний Аллах пожелал, чтобы мерилом в наследстве являлась доля двух женщин, а доля мужчин в свою очередь, как второстепенная, должна относиться и приравниваться к долям женщин. Ведь если бы было сказано: доля женщины равна половине доли мужчины, тогда бы за основу бралась доля мужчины, однако в аяте основой является доля женщины. А тем, кто говорит, что это первое неравенство, которое ущемляет женщину, мы скажем: посмотрите на справедливость, на которую указывает этот аят! Мужчина нуждается в женщине, которую он будет обязан обеспечивать, а женщина нуждается в мужчине, который будет расходовать на нее. Следовательно, половина доли мужчины будет достаточна ей, если она будет незамужней. Если же она будет замужем, то ее доля по праву остается ей, в добавок к супругу, который будет обеспечивать ее. Кто же после этого находится в более выгодном положении? Конечно же, женщина! По этой причине Всевышний Аллах сделал ее основой, сказав: «…мужскому полу – доля, равная доле двух женщин».
Исходя из этого мнения известного шейха, становится очевидным, что Ислам – на стороне женщины, и нет в этом вопросе какого-либо ущемления и несправедливости по отношению к ней. Наши матери, жены, сестры и дочери, получив половину доли мужчины, оставляют ее себе полностью, они не обязаны расходовать свои деньги на кого-либо, в то время как на мужчину возложена обязанность обеспечивать и супругу, и детей. Поэтому, пожалуй, следовало бы лучше задаться вопросом: почему Аллах на стороне женщины в этом вопросе? Такого рода правилами Всевышний возвеличивает статус (ценность) женщины и оберегает ее достаток. Если она незамужняя, у нее будет на что жить из полученной доли наследства, если она замужем, то это милость Аллаха, она будет на обеспечении мужа, сохраняя при этом свою долю.2
Как различаются доли наследства в Исламе, и почему это никак не связано с принадлежностью к полу?
Всевышний Аллах определил правила наследства указаниями в Своей Книге и через слова Своего Посланника ﷺ Всевышний сделал наследование четкой системой, основанной на мудрости… В этой системе мы находим справедливость, милость Всевышнего и прямое наставление…
Божественная мудрость и порядок проявляется в следующем:
1. Он пожелал, чтобы имущество человека, оставшееся после его смерти, переходило его сыновьям, матери, отцу, братьям, сестрам, так как они являются самыми близкими для него людьми.
2. Каждому человеку установлена определенная доля в наследстве, что в свою очередь служит основой для предотвращения раздора и разногласий между наследниками.
3. Доля мужчины больше, так как на него возложена обязанность правильного расходования средств и обеспечения семьи.
4. Супружество в вопросах наследства приравнивается к близкому родству в Исламе, тем самым оно почитается, и ему отдается должное за то проявление верности, дружбы и любви, что были при жизни супруга.
5. Вольноотпущеннику так же, как и родственникам, полагается доля наследства от своего покойного хозяина, ведь в этом есть признательность за все хорошее и благодарность ему за службу своему хозяину. То есть даже в те давние времена Ислам проявлял заботу о вольноотпущенниках.
Наследство в Исламе — это справедливая система, к которой побуждает Божественная мудрость, а общество нуждается в этом для достижения благополучия и равенства.
Ислам всегда призывает к тому, чтобы деньги и благосостояние не были сконцентрированы в руках только определенных групп людей. Это становится ясным не только в вопросах наследства, но и во всех установлениях Шариата, связанных с имуществом.
Член Совета больших ученых Аль-Азхара, бывший муфтий Египта, доктор Али Джум'а, разъясняя различие долей наследства, говорит: «Доли наследства в Исламе отличаются не по принадлежности к полу, а в соответствии с тремя критериями:
1. Степень родства между наследником и наследодателем вне зависимости от пола. Это значит, что чем ближе будет степень родства, тем больше будет доля в наследстве, и чем дальше степень родства, тем меньше будет доля. Это можно увидеть на примере, когда одна дочь получает половину наследства своей матери, в то время как ее отец, муж матери, получает лишь четверть. Причина этого в том, что родство дочери ближе к матери, чем родство супруга, в связи с чем доля ближней становится больше. Как мы видим, принадлежность к полу здесь ни на что не влияет.
2. Положение очередей наследников. Очереди наследников, относящиеся к подрастающему поколению, как правило, получают бо́льшую долю в наследстве, нежели поколения, приближающиеся к своему закату, ведь подрастающему поколению предстоит нести бремя забот и ношу расходов, в то время как взрослое поколение постепенно освобождается от подобных забот, готовясь оставить приобретенное имущество своим наследникам. Примером этому является тот случай, когда дочь умершего получает наследство своего отца, и ее доля превышает долю матери, или тот случай, когда дочь умершего получает больше, чем его отец, при наличии родного брата.
3. Обязанность содержания семьи. Возможно, это единственный фактор, влияющий на различие долей наследства между мужчиной и женщиной. Однако это различие никак не приводит к несправедливости, неравенству и принижению статуса женщины, правильным было бы даже сказать наоборот.
В случае, если с учетом двух предыдущих факторов, наследники окажутся равны в степени родства и в очереди наследников, ответственность, возлагаемая на мужчину за расходование на семью, будет единственной причиной различия долей. В связи с этим, Аллах не обобщил это различие между мужчиной и женщиной в отношении всех случаев наследования, выделив только этот конкретный момент.
Мудрость этого положения в том, что мужчина обязан обеспечивать свою супругу и семью, в то время как обеспечение наследницы, являющейся родной сестрой наследника, лежит на ее муже. Иначе говоря, несмотря на свою меньшую долю, по сравнению с долей родного брата, получившего в два раза больше нее, она оставляет себе эту долю полностью, оставаясь при этом свободной от обязательств и расходов, лежащих на муже как на кормильце семьи. Эта божественная мудрость, к сожалению, скрыта для многих.
Вот некоторые финансовые обязательства мужчины:
1. Подготовка к женитьбе. Мужчина еще до начала супружеской жизни нуждается в денежных средствах, которые он должен будет использовать в данной связи. В первую очередь, это махр (брачный дар). Всевышний Аллах говорит: «Отдавайте женщинам (на которых вы женились) их брачный дар (махр) безвозмездно. <…> » (Сура «ан-Ниса», 4-й аят). Это первое обязательство, которое мужчина должен выполнить, вступая в брак с женщиной. Женщина, в свою очередь, отличается в этом от мужчины, ведь у последнего нет права требовать от супруги выплатить ей что-либо взамен его женитьбы на ней.
2. После женитьбы мужчина обязан расходовать на жену и обеспечивать ее всем необходимым, даже если у нее имеются средства, которых нет у ее мужа. Муж не имеет права требовать от своей супруги расходовать на себя из ее собственных средств, не говоря уже о требовании расходовать на него. Ислам возвысил женщину, он сохранил ей ее имущество и не обязал ее расходовать из своих средств.
3. На мужчине так же лежит ответственность за предоставление помощи своим родным и близким, входящим в число тех, кого он должен обеспечивать.
Все эти причины заставляют нас посмотреть на богатство и имущество иным, более объективным взглядом. Имущество имеет более широкое понятие, чем доход и прибыль. Доход — это поступление к имуществу, в то время как имущество – это остаток, не касающийся доходов и расходов. Тем самым, мы видим, что Ислам дает женщине половину доли мужчины. Он гарантирует ей сохранение этой доли и освобождает ее от остальных финансовых обязательств, кроме обязательств, связанных с правом Аллаха в виде «закята». А мужчине Ислам дал право на бо́льшую долю в наследстве, при этом потребовав от него обеспечение семьи, а также прочие денежные обязательства в виде оплаты аренды и т.д.
Все вышеприведенное указывает нам на то, что Шариат оказывает женщине предпочтение относительно имущества, поручившись за то, что оно будет принадлежать только ей и не требуя от нее какие-либо расходы и затраты. При этом наследство в Исламе распределяется по определенным, четко регламентированным правилам, а не по прихоти завещателя.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин
[1] Аль-Маръату байна аль-Ислям ва аль-каванин аль-'алямия, Салим аль-Бахнасави, стр.185
[2] «Тафсир аш-Ша'рави» том 4, стр.2025