Сегодня, исполнилось 199 лет со дня рождения татарского просветителя, языковеда, писателя, историка, этнографа Каюма Насыйри. Он родился в семье муллы в селе Верхний Ширдан Свияжского уезда Казанской губернии.
К. Насыйри внес большой вклад в развитие различных областей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка.
По татарской лексикологии он издал следующие труды: «Лөгать китабы» (Полный русско-татарский словарь), 1892 год; «Ләһҗәи татари» (Толковый словарь татарской, арабской и персидской лексики), 1895 год; «Кавагыйде китабәт, ягъни тасниф вә имла кагыйдәләрен бәян кылучы бер яңа фәндер» (Правила письма или наука, излагающая правила письма), 1892 год; «Әнмүзәҗ. Лисанымызның сарыф вә нәхү кагыйдәләре» (Образец. Правила морфологии и синтаксиса нашего языка), 1895 год.
Фундаментальный труд первой татарской энциклопедии «Фаваких аль-джуласа» («Плоды собеседований» 1884г.), состоящий из 40 разделов, посвященных вопросам человеческого разума, науки, этики, языка, фольклора, литературы, музыки, стал большим событием в истории татар.
Большинство научных трудов К. Насыйри посвящены изучению истории татарского народа, истории России и пр.
В этнографических работах большое место занимает устное народное творчество: народные приметы, сказки, поговорки, песни, описание свадеб, похорон и других семейных обрядов, а также сведения о быте, национальной одежде, продуктах питания, народной медицине и др.
Под руководством К. Насыйри в 1871-1897 годах (1886, 1887, 1895) издается ежегодный «Казанский календарь». В нем, помимо календарной информации, представлено множество научных и литературных материалов.
Деятельность К. Насыйри была весьма разносторонней и плодотворной: он создал много произведений в области татарской литературы, был ее пропагандистом и переводчиком, активно собирал и изучал фольклор, писал учебники, занимался преподавательской деятельностью.