Вопрос: Ассаляму алейкум! Как быть женщине с прощальным тавафом во время хаджа, если непосредственно в день совершения данного тавафа началась менструация, ведь он является обязательным.
Ответ:
بِسۡـمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰـنِ ٱلرَّحِيـمِ
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Согласно ханафитскому мазхабу, совершение прощального тавафа (таваф аль-вада‘) является обязательным.
Если у женщины началась менструация (хайд), и она не успеет до отъезда из Мекки совершить данный таваф – с нее обязательность спадает.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: "أُمِرَ النَّاسُ أَنْ يَكُونَ آخِرُ عَهْدِهِمْ بِالْبَيْتِ، إِلَّا أَنَّهُ خُفِّفَ عَنِ الحَائِضِ".
يُنظر: صحيح البخاري، رقم الحديث: 1755.
Передает ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом!) что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Людям было велено, чтобы последним их обрядом перед отъездом из Мекки был обход вокруг Дома Аллаха, и послабление в этом вопросе касалось лишь женщин в период менструального цикла".
См. "Сахих аль-Бухари", №1755.
ولنا في ذلك قول رسول الله صلى الله عليه وسلم "مَنْ حَجَّ هَذَا الْبَيْتَ فَلْيَكُنْ آخِرُ عَهْدِهِمْ بِالْبَيْتِ الطَّوَافَ، وَرُخِّصَ لِلنِّسَاءِ الْحَيْضِ"، والأمر دليل الوجوب، وتخصيص الحائض برخصة الترك دليل على الوجوب أيضاً.
يُنظر: المبسوط، السرخسي، 4/35.
"И у нас в этом [доводом на обязательность прощального тавафа – таваф аль-вада‘] высказывание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!): "Кто совершит хадж, пусть его последним обрядом будет обход вокруг Дома Аллаха, и лишь женщинам в период менструального цикла было послабление".
Повелительная форма – «пусть его последним обрядом будет» – فَلْيَكُنْ آخِرُ عَهْدِهِمْ – указывает на обязательность, и оговорка о дозволенности не совершать прощальный таваф женщинам во время менструального цикла также указывает на обязательность оставления ими данного тавафа".
См. "аль-Мабсут", ас-Сарахси, 4/35.
И Аллах знает лучше.
Отдел фетв (даруль-ифта) ДУМ РТ.