Сегодня, в 13 день месяца Раби аль-авваль (28 сентября), в Казани состоялось пленарное заседание международного симпозиума «Традиции и инновации в российском исламском образовании». В этот раз он проходит под эгидой 25-летия Российского исламского института. Форум организован РИИ, ДУМ РТ и Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования и собрал свыше 500 преподавателей, руководителей учебных заведений начального, среднего и высшего образования, представителей международных исламских образовательных центров, религиозных деятелей, ученых и др.
Пленарка начала свою работу с чтения Куръана и совершения дуа. Модератором выступает заместитель Муфтия РТ, ректор РИИ и КИУ Рафик хазрат Мухамметшин. Он познакомил участников с ходом конференции: о вчерашнем форуме 350 преподавателей примечетских курсов и Всероссийской олимпиаде по исламским наукам и арабскому языку в РИИ, в котором приняли участие свыше 100 шакирдов из 18 медресе.
А сегодня на пленарке с 25-летним юбилеем РИИ поздравили заместитель руководителя Администрации Раиса РТ – руководитель департамента внутренней политики Раиса РТ Руслан Мухарлямов, Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, проректор университета гуманитарных наук им. Мухаммада бин Зайеда (ОАЭ) Мухаммад аль-Азизи, председатель научного совета НОТА Дмитрий Шмонин, заместитель министра образования и науки РТ Рамиль Хайруллин, первый ректор РИИ Рустам хазрат Исхаков, ректор РИИ г.Уфы Артур Сулейманов, первый проректор Международной исламской академии (Узбекистан) Илёс Мирзиётов, ректор Исламского университета Киргизской Республики Абдишукур Нарматов и др.
В выступлениях спикеров были отражены предложения по подготовке кадров для нужд российской и татарстанской уммы и пути решения актуальных вопросов мусульманского образования.
– Применение современных технологий в преподавании, безусловно, расширяет возможности учебных заведений и повышает эффективность обучения, поднимают учебный процесс на совершенно новый уровень, – отметил Муфтий Камиль хазрат. – Интерактивные технические инструменты позволяют исламским учебным заведениям привлекать квалифицированных преподавателей, охватывать большое количество учащихся, работать с ценными и редкими источниками, наглядно знакомить студентов с предметом науки... В Татарстане уже много лет на каждой ступени системы исламского образования – от примечетских курсов и медресе до РИИ и Болгарской исламской академии - реализуются дистанционные формы обучения, функционирует бесплатная электронная библиотека отечественного богословского наследия “Даруль-кутуб” с ценной источниковой базой, организуются интернет-конференции, работают бесплатные мобильные приложения, русское и татарское онлайн-медресе, онлайн-платформа по изучению татарского языка и прочее. Эти возможности способствуют появлению новых методик в обучении студентов, а значит повышению качества профессионального образования, а также позволяют повышать религиозную грамотность массового населения.
Камиль хазрат также обозначил ряд фундаментальных проблем современного исламского образования в России, решение которых по своей сути тоже стало бы инновацией. Среди них он назвал: децентрализованность системы исламского образования, которое лишает возможности развивать мусульманское просвещение в России на основе отечественной богословской школы и единым стандартам; обособленность и незаинтересованность российского мусульманского сообщества в развитии религиозных учебных заведений, что выражается в проблематичности привлечения финансирования, несмотря на то, что подготовка религиозных кадров относится к самой первой потребности уммы; недостаточное количество подготовленных преподавателей по богословским дисциплинам; слабое учебно-методическое обеспечение.
В завершение пленарного заседания преподавателям, добросовестно исполняющим свой труд на пути религии, вручили нагрудные знаки и благодарственные письма.
Завтра в рамках Симполизума пройдут конференции «Актуальные проблемы методики обучения арабскому языку, как языку мусульманских изданий» и «Медиатолерантность – 2023».