Зарождение ханафитского мазхаба можно отнести к периоду, предшествовавшему Абу Ханифе. Начиная с периода правления Умара (радыйаллаху анху), Куфа был стремительно растущим и развивающимся городом, ставшим центром науки и культуры. Самую большую роль в этом сыграли приблизительно 1500 сахабов во главе с Абдуллахом ибн Масудом и Али (радыйаллаху анху), поселившихся здесь. Деятельность по обучению Корану и хадисам, начатая сахабами в этом регионе, была продолжена последующими поколениями, обогатившими этот метод своим иджтихадом. То понимание фикха и его традиций, которое сформировалось в этом регионе, начиная с Ибрагима ан-Нахаи (рахимахуллах), стало известно, как «фикх Ирака».
Сформировавшийся вокруг Абу Ханифы совет по иджтихаду, подробно изучив дошедшие до них от прежних поколений, знание Корана, фикха, а также их мнения и вынесенные фетвы, расширил и обогатил их таким образом, что эти знания стали охватывать все стороны жизни. Была создана целостная система, которая была способна дать ответ, как с точки зрения индивида, так и с точки зрения общества. Абу Ханифа систематизировал и обогатил наследие Ибрагима ан-Нахаи.
Известно, что мазхабы возникшие в фикхе и других исламских дисциплинах, сформировались лишь спустя столетия после смерти их основателей, под влиянием определенных причин. Так же и ханафитский мазхаб получил свое название и стал именоваться мазхабом, спустя столетия после смерти Абу Ханифы и первого поколения его учеников. По этой причине можно говорить о том, что у Абу Ханифы и у его учеников не было намерения создавать мазхаб. Однако, с другой стороны во втором веке хиджры, Иракский фикх обрел статус самостоятельной школы, в центре которой находился фикх Абу Ханифы. Существует несколько причин, по которым в последующие периоды, среди ученых, правителей и обычных мусульман, эта школа стала называться мазхаб, получив широкое распространение. Главними из этих причин, являются:
1) Деятельность учеников.
Активная деятельность Абу Ханифы является одной из главных причин формирования и распространения ханафитского мазхаба. У имама Абу Ханифы было очень много учеников. Они прилагали огромное старание к тому, чтобы донести до людей его мнение и раскрыть основополагающие принципы вероучения, на которые тот опирался. Несмотря на то, что в некоторых вопросах они не соглашались с Абу Ханифой, в подавляющем большинстве случаев они следовали его мнению. Они изучили множество частных вопросов, опираясь на мнение Абу Ханифы, и разъяснили кыяс, на который опирались эти вопросы.
Если принять во внимание, что после смерти Хаммада, Абу Ханифа более тридцати лет занимался преподавательской деятельностью, то можно сказать, что риваяты о том, что количество людей изучавших фикх у Абу Ханифы составляло несколько тысяч человек, не будут преувеличением. Такие ученики Абу Ханифы, как: Абу Юсуф, имам Мухаммад, Зуфар и Хасан ибн Зийад (рахимахумуллах), сыграли огромную роль в распространении мазхаба Абу Ханифы на территории Харезма, Западного Туркистана, Хорасана и Междуречья, и в его принятии населением этих регионов.
2) Деятельность, связанная с написанием трудов по фикху.
Другой важной причиной формирования и распространения ханафитского мазхаба, стало написание учениками Абу Ханифы трудов по фикху, на основании накопленных знаний, и продолжение этой деятельности в последующие периоды.
Факихи, следовавшие этому мазхабу и пришедшие после учеников Абу Ханифы, придавали особое значение выявлению причин тех, или иных вынесенных решений и их применения к вопросам, которые могли бы возникнуть в будущем. Они, выявив причины вынесения решений в частных вопросах, вывели общие правила, которые охватывали схожие вопросы. Таким образом, выведя эти общие правила и теории, они систематизировали мазхаб.
3) Судейство и статус официального мазхаба.
Когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид назначил Абу Юсуфа верховным кады (судьей) и предоставил ему полномочия по назначению других кады, это стало серьезным шагом на пути обеспечения в стране правовой стабильности, и послужило одной из причин распространения ханафитского мазхаба. И хотя вплоть до четвертого века не существовало терминов «мазхаб» или «следование мазхабу», совершенно точно известно, что на должность судей назначались те люди, которые обучались у Абу Ханифы, и хорошо знавшие Иракский фикх. Это показывает, что для Абу Юсуфа (рахимахуллах) на первом плане было обеспечение единства и стабильности, а не фанатичное стремление распространить ханафитский мазхаб. Утверждения об обратном, являются клеветой в адрес этих великих людей.
Наряду с этим, практика верховного судейства, введенная аббасидскими халифами и начатая Абу Юсуфом, облегчила распространение ханафитского мазхаба, в особенности на вновь завоеванных территориях, среди вновь принявших Ислам. Роль кады (судьи) в становлении и распространении ханафитского мазхаба заключалась не в том, что каждый из них старался навязатьэтот мазхаб в своем регионе, а в том, что они, хорошо зная суть иракского фикха, на своих местах действовали в соответствии с его принципами, усиливая тем самым его позиции.
С другой стороны при назначении кады на должность в тот или иной регион, принималось во внимание то, какому мазхабу следует население этого региона. Так же, если принять во внимание, что в сфере взаимоотношений и никяха принималась множественная правовая система, то будет видно, что назначение кады не являлось причиной распространения того, или иного мазхаба, а являлось, скорее, его следствием. Поэтому вместо того, чтобы стараться показать, что принадлежность главы государства к тому, или иному мазхабу, являлось основной причиной распространения этого мазхаба, более правильным будет признать, что в этом вопросе глава государства обладал очень ограниченными полномочиями.