«Дай Аллах нам сил и терпения воспитать новую плеяду блестящих мусульманских богословов»

10 апреля 2012 года 17:34

22 марта в конференц-залеРИУ прошло I Республиканское совещание преподавателей медресе, на котором были заслушаны и обсуждены доклады выступающих, касающиеся религиозного профессионального мусульманского образования в Республике. На совещании была принята резолюция, в которой указаны те инновации в системе мусульманского образования, которые должны системно повышать качество подготовки в медресе, обеспечат равноценность подготовки в медресе, подведомственных ДУМ РТ, позволят осуществлять финансирование медресе в соответствии с их потребностями и показателями развития.

Предлагаем вашему вниманию вступительную речь Председателя ЦРО-ДУМ РТ, муфтия Илдуса хазрата Файзова.

Качественное религиозное образование сегодня – это гармоничное развитие отношений между светской и религиозной частью общества страны в будущем. На современном этапе в исламских образовательных учреждениях Татарстана уровень образования выпускников оставляет желать лучшего. И это явление, к сожалению, приводит к узкому религиозному мышлению и низкому уровню толерантности, что в свою очередь является препятствием для полноценного участия гражданина страны в социальной жизни. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на получение качественного образования. Некачественное религиозное образование является ущемлением социального права гражданина страны, который желает получить религиозное образование, как и является ущемлением прав религиозного гражданина, который желает получить светское образование.
Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, в особенности молодого возраста, уязвимым перед лицом опасных идеологических течений, дают повод для нетерпимости и агрессивности. Как фактор этих идеологических течений в России существует Хизб ут-Тахрир, ваххабизм и другие нетрадиционные проявления политического ислама. То есть это создает опасную перспективу для будущей целостности мусульманской общины нашей страны, где религия вообще как понятие может выполнять не функцию развития духовности, а функцию дезинтеграции общества. Безусловно, то исламское образование, которое дается в нашей республике на сегодняшний день, является одним из самых популярных и востребованных. Однако необходимо заметить, что качество образования находится на низком уровне, нет необходимых условий и технического оснащения. На сегодняшний день молодежь, желающая получить высшее религиозное образование, стремится получать его за границей. Многие из них в будущем остаются работать в той стране. Это очень волнующий и больной вопрос для нас. Также нужно отметить, что обучение за границей зачастую проходит по другим мазхабам, и в случае возвращения студентов на родину это еще более обостряет тему разногласий и разобщенности мусульман в нашей стране и республике. Немаловажным аспектом является то, что в наших республиканских и казанских религиозных учебных заведениях обучаются юноши и девушки не только со всей республики Татарстан, но и других республик, округов Российской Федерации и стран СНГ. При поступлении в медресе не существует никаких национальных и возрастных ограничений. Здесь вопрос национальности никогда не являлся спорным, ведь Ислам учит национальной терпимости и сотрудничеству между народами. Более того, очевидным является тот факт, что подавляющее большинство студентов – представители других национальностей. Нам бы хотелось, чтобы при таких уникальных возможностях и наличии в республике востребованных религиозных учебных заведений, в них обучалось еще большее количество студентов нашей национальности, так как от этого во многом зависит духовное будущее татар. Необходимо постараться, чтобы преподавание шло на родном татарском языке. Это послужит также и стимулом усвоения второго государственного языка для иноязычных студентов.
Нам нужно вспомнить конец XIX – начало XX века, когда на территории РТ существовала одна из известнейших и сильных богословских школ. Нам известны имена таких мусульманских ученых и просветителей как Садри Максуди, Юсуф Акчура, Шигабуддин Марджани и другие. Эти общественные деятели внесли неоценимый вклад в развитие татарской культуры и татарской общественной мысли. Не только мы, татары, но и мусульмане всей России и мира знают их, учатся по их учебникам, изучают их труды.
Религия, будучи социальным феноменом, способствует стабильности социальных институтов, в которых она обеспечивает сохранение и развитие ценностей культуры народа и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям, одним словом духовно развивает общество.
Основной задачей религиозных учебных заведений является воспитание истинно мусульманской личности, способной к национальной и культурной самоидентификации. В настоящее время мы наблюдаем не очень полезную и перспективную тенденцию: выпускники высших религиозных учебных заведений идут работать в другие сферы деятельности. Все бы хорошо, да только в настоящее время наша мусульманская община переживает острую проблему дефицита квалифицированных кадров: это и нехватка грамотных и образованных имамов, ораторов, проповедников; и нехватка специализированных преподавателей в мечетях и медресе, а также казыев и богословов. Решение этого вопроса прямо зависит от того, будут ли выпускники религиозных учебных заведений работать в религиозной сфере.
Наша умма отличается тем, что она является централизованной и упорядоченной общиной. Главное, чтобы в сердцах каждого из наших студентов были не только теоретические знания, но и исламская этика. Они должны нести в общество свет знаний и веры, а выпускники должны соответствовать своему статусу. Принимая это во внимание, нужно сказать, что будущие выпускники обязаны содействовать укреплению Ислама в Татарстане и поднятию духовного потенциала исламской общины, применяя полученные знания на практике. Мы должны сделать все, чтобы сохранить в наших детях тот божественный духовный потенциал, который даруется Всевышним каждому при рождении, и вырастить образованное и духовно развитое поколение. Верю, что сплотив наши силы, мы сможем добиться высоких результатов. Дай Аллах нам сил и терпения воспитать новую плеяду блестящих мусульманских богословов.

www.e-umma.ru

 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей