Можно ли победить боевиков в информационной войне?

19 мая 2016 года 21:07

KazanSummit-2016 в этом году открылся необычно: с заочной полемики с запрещенной террористической группировкой ДАИШ. Более сотни богословов, муфтиев, журналистов и других экспертов два часа обсуждали, можно ли победить боевиков в информационной войне? Корреспондент «БИЗНЕС Online», принявший участие в дискуссии, выслушал предложения о создании исламского ТV, введении цензуры и соблюдении прав атеистов.

Камиль Самигуллин

Камиль Самигуллин: «Она уже давно идет, но сегодня мы переходим в наступление»

УКРАИНСКИЕ НАЦИСТЫ В СОЦСЕТЯХ ПОДДЕРЖИВАЮТ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРОРИСТОВ

«Ну что, объявляем информационную войну ДАИШ, Камиль хазрат?» — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online» у муфтия Татарстана Камиля Самигуллина перед началом конференции «СМИ онлайн: противодействие ДАИШ на информационном пространстве». «Она уже давно идет, но сегодня мы переходим в наступление», — улыбнулся муфтий, с которым журналисту нашего издания выпало соседствовать за одним столом в рамках конференции, которой, собственно, и открылся сегодня пышный и многолюдный KazanSummit-2016.

Просторный холл гостиницы «Корстон», привыкший и не к таким зрелищам, оказался на этот раз окрашен в зеленые тона исламского саммита и переполнен людьми в тюбетейках и чалмах, съехавшимися сюда со всего мира. Обрывки разноязычных разговоров — на русском, татарском, арабском, английском — смешивались с запахами кофе из здешнего кафе и рекламными объявлениями, расхваливающими удобство проживания в одном из самых фешенебельных отелей Татарстана. Мерцала парадными вывесками витрина халяль-индустрии, бальными веерами на стойках были разложены буклеты исламских предприятий, мужчины в хороших костюмах, окольцованные дорогими браслетами часов, вели неспешные деловые разговоры, и лишь где-то незримо над этим парадным великолепием реяла черная тень ДАИШ (террористическая группировка, запрещенная в РФ — прим. ред.), объявившей мир традиционного ислама, а с ним и весь прочий традиционный устоявшийся мир вне закона.

Максим Григорьев

Максим Григорьев: «Распространены сотни видео и аудиороликов ДАИШ . Мы запрещаем эти ресурсы, но люди все равно находят возможность скачать»

«Убивайте их, где бы вы их ни встретили» — такой распространенный аят из Корана начертан на одном из пропагандистских постеров ДАИШ, которые активно распространяются посредством интернета. Фоном для буквенной вязи служит расстрелянная машина с опознавательными знаками российской полиции, недалеко от которой лежит распростертое тело полицейского. Это лишь один из примеров активной пропаганды террористов, о которой участникам конференции рассказал Максим Григорьев, член Общественной палаты РФ и директор фонда исследования проблем демократии. Его доклад сопровождался слайдами и был, по всей видимости, призван показать, какими изощренными способами ведется информационная война из террористического «окопа».

«В различных сегментах, от рунета до международного, распространены сотни видео и аудиороликов ДАИШ, — констатировал Григорьев. — Обыкновенно они бывают доступны через различные системы обмена файлов. Мы запрещаем эти ресурсы, но люди все равно находят возможность скачать».

Террористы, тяготеющие, по общему убеждению, к архаике, на самом деле очень умело пользуются современными способами связи, да и в режиссерском даре им не откажешь. Их ролики смонтированы профессионально и зрелищно и бьют по самым низменным точкам человеческой психики, там, где разум уже ничего не может противопоставить этой ментальной атаке. «Скоро, очень скоро крови прольется море», поет закадровый хор свою людоедскую песню, в то время как на экране сменяются кадры массовых казней. И люди, которые в прежние времена с нескрываемым удовольствием ходили смотреть, как работает гильотина или как хлюпают в крови чекистские сапоги в «ликвидационных» подвалах, теперь благодаря его величеству техническому прогрессу спокойно находят такую «клубничку» в интернете и неторопливо просматривают ее, попивая чай и делясь «горячими» ссылками с друзьями.

«Любопытно: украинские нацисты в соцсетях поддерживают ДАИШ, — рассказывает Григорьев. — Мы видим это и на примере перепостов в нацистских сетях разговора с русскоязычным боевиком, воющим в Сирии на стороне террористов. Можно также проследить историю просмотров украинских нацистских групп: среди прочих пользователей обнаруживаем неожиданно интернет-пользователя из Mosul, иракского города, находящегося в зоне оккупации ДАИШ».

К слову: презентация антитеррористического доклада Григорьева совпала с коротким представлением его книги «Обыкновенный фашизм», посвященной военным преступлениям украинских силовиков после госпереворота в Киеве в 2014 году. Таким образом, бандеровцы и «воины Аллаха» еще раз непроизвольно встретились, подтвердив свое внутреннее генетическое родство.

Образ врага, формируемый через пропагандистский прицел ДАИШ, тот же, что и у украинского «Правого сектора». В террористических «комиксах», показанных Григорьевым, этот «враг» одет в форму российского военнослужащего или сотрудника правоохранительных органов, а мишенью служит все гражданское общество, которое «несет ответственность» наряду со своими вооруженными силами. В принципе, это полностью совпадает со взглядами официального Киева, которому повсюду мерещится российская армия, а коллективная вина за хаос и кровь собственной «бархатной революции» возлагается на некую социальную группу «москалей».

Рустам хазрат Батров

Рустам хазрат Батров конспектировал на грифельной доске меры, предлагаемые залом

Что можно этому противопоставить на полях информационной битвы? Григорьев продемонстрировал постеры, которые активно продвигает в сети Общественная палата РФ. Снабженные цитатами из Корана, эти постеры вступают в заочную полемику с пропагандисткой машиной ДАИШ. Фоном здесь зачастую тоже служат лица погибших от рук террористов, среди которых, как известно, немало детей. Такие работы отсылают к суре «Аль-Исра»: «Воистину, убивать детей тяжкий грех».

«КАК ВЫ ВОСПИТАЕТЕ ИЗ ЧЕЛОВЕКА ПАТРИОТА, ЕСЛИ ОН СИДИТ БЕЗ РАБОТЫ?»

Но бумажная и электронная полемика вряд ли позволит выиграть в противостоянии, которое многие эксперты называют войной цивилизаций. Как победить врага и какие срочные меры и рецепты могут быть для этого предложены — обсуждали во второй, основной части круглого стола.

Собственно круглых столов насчитывалось больше десятка — такой формат дискуссии предложил Камиль хазрат Самигуллин для мозгового штурма проблемы. «Представьте, если бы мы собрались здесь просто порассуждать, как плох терроризм, — объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Вреда бы от этого не было, но и пользы тоже. Все бы сидели, уткнувшись в свои телефоны, и рассеянно слушали лекцию. А формат круглого стола позволяет не дремать, а активно участвовать в обсуждении».

И действительно: дискуссия завязалась сразу же, как был предложен первый вопрос: «Что должны сообщать медиа и что не должны в контексте противодействия ДАИШ?». Зал вмещал в себя не меньше сотни экспертов, и как только первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Батров провозгласил начало обсуждения, гул голосов наполнил пространство. Спорили почтенные ученые мужи — в их числе советник президента Египта по религиозным делам Усама Сейд аль-Азхари, доктор Дамасского университета, глава ученых Леванта Мухаммад Тауфик Рамазан аль-Буты, профессор Иорданского (Амманского) университета, шейх Абдурраззак ас-Саади, первый заместитель муфтия Дагестана Магомедрасул Саадуев, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен и др.

«Нельзя, чтобы СМИ приучали людей к крови, — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online»Ильдус хазрат Файзов. — Начиная с 1990-х годов в России появилось множество телеканалов вроде НТВ, всевозможных таблоидов, которые наращивали аудиторию и тиражи за счет сцен насилия и криминала. Тем же самым, по сути, заманивают на свои сайты и террористы».

«Не только это, — вступил в диалог врио председателя правительства Северной Осетии Таймураз Тускаев. — Надо ликвидировать в регионах безработицу, обеспечить молодежи возможность социального роста, и тогда она перестанет реагировать на картинки «красивой жизни» и авантюр, которые ей подсовывает ДАИШ».

«Необходимо комплексное патриотическое воспитание!» — предложили со стороны.

«Как вы воспитаете из человека патриота, если он сидит без работы, без денег и без перспективы? — парировал Тускаев. — А ему в это время звонит приятель, уехавший воевать в Сирию, и говорит: «Приезжай ко мне: у меня здесь деньги, женщины, собственные рабы...»

«Надо выбивать этот социальный фундамент у терроризма, — рассудил корреспондент «БИЗНЕС Online». — Если СМИ будут давать только одну бравурную картинку, не рассказывающую о народных проблемах, а «тупо» агитирующую против ДАИШ, такая пропаганда не будет иметь успеха. Мы должны обращать внимание власти на неблагополучие общества».

Рустам хазрат Батров тем временем конспектировал на грифельной доске меры, предлагаемые залом. Сообщать о раскаявшихся террористах, не ассоциировать ДАИШ со словами «исламский» и «халифат», а указывать, что это псевдохалифат и псевдоисламское государство. Или, как справедливо указал Самигуллин, называть ближневосточных террористов не иначе как «Иблисским государством» (Иблис — падший ангел, Сатана в исламе — прим. ред.). Также эксперты настаивали на том, чтобы журналисты исключили из своей практики «исламофобские заявления», показывали человечность ислама, вскрывали прошлое террористов (уголовники, маньяки и пр.), привлекали к своей работе экспертов, разбирающихся в мусульманской проблематике, а также создали при редакциях консультативный орган с привлечением специалистов-религиоведов и спецслужб, которые бы указывали, можно публиковать тот или иной материал или нельзя.

«Но это называется цензурой!» — заметил по последнему пункту журналист «БИЗНЕС Online».

«А вы сами как думаете: нужна цензура или не нужна?» — спросил Тускаев.

«Вседозволенность СМИ, которую отстаивают либералы, не нужна точно. Если на дворе война, какие-то ограничения необходимы».

Альбир хазрат Крганов (слева)

Альбир хазрат Крганов (слева) и Ильдус хазрат Файзов

«ВОТ МЫ С ВАМИ НАВЕРНЯКА РАНЬШЕ БЫЛИ АТЕИСТАМИ...»

Второй вопрос звучал следующим образом: «Что должны делать власти по борьбе с ДАИШ в сфере медиа?» Здесь комплекс предложенных мер оказался еще более пестрым, но изначально все опять-таки сводилось к ликвидации социальной базы терроризма при помощи СМИ. Альбир хазрат Крганов, муфтий ЦРО ДУМ Москвы и Центрального региона «Московский муфтият», рассказал о пензенском татарском селе с населением более 9000 человек, в котором не было даже детского садика, зато в медиа этот населенный пункт почему-то пользовался устойчивой славой «гнезда ваххабитов» (подразумевалась, видимо, Средняя Елюзань — прим. ред.). Пока журналисты будут культивировать предвзятое отношение к мусульманам, ничего хорошего не получится, дал понять Крганов.

Он же предложил Камилю Самигуллину озвучить идею разработки государственной стратегии в области межконфессиональных отношений. «У нас есть федеральное агентство по делам национальностей, возглавляемое Игорем Бариновым, — пояснил Альбир хазрат, — но нет ни ведомства, ни документа, которые регулировали бы отношения конфессий между собой. Между тем сегодня это не менее важно, чем отношения национальностей».

Тут же посыпались предложения из зала, часть из которых уже была в списке Самигуллина, но были перехвачены другими экспертами, мыслившими, как оказалось, в схожем направлении. «Надо создать исламское телевидение!» «Обеспечить открытость власти перед журналистским сообществом!» «Сформировать каналы поддержки исламских СМИ!» «Почаще рассказывать об общих ценностях, которые объединяют между собой людей Книги — христиан, мусульман и иудеев!»

Прозвучали и экстравагантные рецепты, к примеру: обязать государственных деятелей цитировать исламские первоисточники. «Патриарх Кирилл обидится, — пожал плечами корреспондент «БИЗНЕС Online». — Да и не только он». Крганов кивнул и небрежно махнул рукой, дескать, конечно, это ерунда. А Файзов высказался в пользу светского государства, которое одно может быть арбитром между различными религиями. «Я считаю, государство должно учитывать интересы всех верующих, в том числе и атеистов, — сказал Ильдус хазрат, обращаясь к журналисту нашего издания. — Вот мы с вами наверняка раньше были атеистами, состояли в комсомоле, чуть не вступили в партию. Зачем же теперь игнорировать интересы атеистов?»

 Рафик хазрат Мухаметшин

Рафик хазрат Мухаметшин призвал журналистов «приходить к нам подготовленными»: «А то спрашивает у меня, что такое мазхаб, и я ему потом битый час объясняю»

Между тем экстравагантные новации не иссякали: кто-то предложил в рамках просветительской работы разработать нагрудной значок: «Если ты ничего не знаешь об исламе...» «Спроси меня как», — в шутку закончил Рустам хазрат Батров, но в зале только одобрительно загудели.

Здраво выступил ректор Российского исламского университета Рафик хазрат Мухаметшин, призвавший журналистов «приходить к нам подготовленными». «А то спрашивает у меня, что такое мазхаб, и я ему потом битый час объясняю», — посетовал Мухаметшин и предложил создать (возможно, при государственной поддержке) курсы профессиональной подготовки журналистов, пишущих об исламе.

Третий вопрос, предложенный к обсуждению, касался самой российской мусульманской уммы: что она должна делать в информационном поле в контексте борьбы с ДАИШ? На этот раз от предложений тоже не было отбоя: рекомендовать СМИ определенный список источников и экспертов, делать упор на мазхабический ислам, побольше работать со светскими СМИ и соцсетями, наладить постоянные контакты со светскими учебными заведениями и (что более всего умилило аудиторию) найти в России образцовую мусульманскую семью и рассказать о ней устами журналистов. Кто-то даже призвал послать исламских проповедников в народ (т.те. активизировать миссионерскую деятельность), а другой — учредить в РФ исламский форум по образцу Валдайского (чем Казанский саммит — не прообраз такого мероприятия? — прим. ред.).

Обсуждение могло бы длиться еще сколь угодно долго, но тут список предложений, наконец, объявили закрытым. Рустам хазрат Батров, благодаря всех участников, обещал свести все новации в единую резолюцию и посулил мыслителям «приз — вкусный обед».

Валерий Береснев, business-gazeta.ru
Фото: Сергей Елагин
Видео: Сергей Елагин

Другие журналы

7 категории людей, которым полагается закят

Одним из пяти столпов нашей веры является закят - жертвование определенной части имущества в пользу...

21 марта 2016 года 16:15

РИИ встретил будущих студентов

19 марта в Российском исламском институте прошел день открытых дверей. Заведующие кафедрами...

21 марта 2016 года 16:12

В центральной соборной мечети города Нижнекамска состоялся конкурс чтецов Корана среди детей и подростков

20 марта 2016 года в центральной соборной мечети города Нижнекамска состоялся конкурс чтецов Корана...

21 марта 2016 года 10:12
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана