Когда люди заговаривают о зависти, то на поверхность выходит ее «цветное» измерение. Черный (злой) оттенок и белый фон. Исламские ученые также делят зависть на два вида – белую и черную. Хасад (черная зависть) – это негативное чувство, возникающее у человека тогда, когда он видит успехи и блага других людей и испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами.
При черной зависти человек жаждет, чтобы у людей не было этих благ, которыми не обладает он, чтобы они не пользовались успехом. Однозначно, верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. Черная зависть (хасад) и вера не могут спокойно сосуществовать в сердце человека. Одно непременно вытесняет второе.
Гыбта (белая зависть) – это чувство, которое возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нем неприязни к этим людям. Он не стремится к тому, чтобы они перестали быть успешными. Наоборот, он рад за них и желает им всяческих благ, а также сам дозволенными путями желает достигнуть таких же успехов. Это относится к допустимому, положительному.
Хочется поподробнее поговорить о черной зависти. Так как сегодняшняя жизнь буквально обрамлена негативным влиянием этого качества. Сегодня многие болеют этим недугом, независимо от своего материального или иного положения. На первый взгляд, это может показаться парадоксальным: разве облеченный властью и всеми благами испытывает подобное? Как ни странно, да. Ведь дело все же не во взаимоотношениях богатый-бедный или везучий-неудачливый, а в причине возникновения этого чувства, т.е. в сравнении себя с другими, вне зависимости от занимаемого положения. Помимо всего прочего, черная зависть опасна еще тем, что временами она не ограничивается просто желанием, а заставляет переходить к действиям, когда завистник начинает строить козни, распускать слухи и клевету, а порой применяет физическую силу.
Зависть – самое действенное орудие в руках Иблиса, которое он применил еще на заре истории человечества, когда поддавшийся дьявольским наущениям Каин убил своего брата Авеля. Священный Коран говорит о Каине: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (сура «Трапеза», аят 30).
По Корану известно, что Иблис отказался выполнить условие Всевышнего: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», аят 76). Конечно, не только зависть послужила этому причиной. Но факт, что некое чувство зависти поразило Иблиса – «Почему не я, а он?»
Также в истории Йусуфа мы видим, что зависть, возникшая на почве «первенства» одного из братьев перед отцом, привела к намерению убийства единокровного брата.
Поэтому можно смело сказать, что зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах. Ведь не зря Имам Садык (да будет мир с ним) говорил: «Неверие имеет три корня: алчность, высокомерие и зависть» (Книга «Аль-Кафи»). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки» (Книга «Аль-мухаджатуль-байда»)
Какие точные слова, передающие всю сущность зависти! Ведь действительно, кто больше всех страдает от зависти? Конечно же, сам завистник. Он сам отнимает свой покой, сам очерняет свою жизнь, сам лишает себя счастья. Зависть разъедает его душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Завистник своими поступками может свести на нет все свои благие деяния, который он совершал в течение жизни. Действительно, если вы хоть раз испытывали зависть, то наверняка знаете, как были несчастны в это время. Таким образом, в этом состоянии мы умудряемся растрачивать свои собственные силы на постоянное отслеживание чужих способностей и удач. Барух Спиноза точно заметил: «Тот, кто беден и втайне мечтает стать богатым, постоянно говорит о том, что деньги есть зло, и причисляет их к порокам. Однако вследствие этого человек не вызывает ничего другого, кроме жалости, поскольку как раз то, что он злится, и указывает на его озабоченность – и даже не столько собственной бедностью, сколько богатством других». Всем знакомы такие выражения: «Раз богатый – значит вор», «Раз политик – значит негодяй». Мы часто слышим их, но это признаки зависти, это гнев души. Вы, наверное, замечали, что завистливые люди действительно часто злятся. Но, как правило, этим людям даже не приходит в голову, что надо злиться на самих себя из-за отсутствия определенных способностей, которые принесли бы удачу. Не стоит забывать, если культивировать в себе зависть в течение долгого времени, то это может превратить вас в брюзгу и глубоко несчастного человека.
Передается со слов Абу-Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк Мухаммад, сказал: «Не питайте друг к другу ненависти и зависти, не испытывайте алчности и не нарушайте правил торговли между собой. Живите как братья и будьте рабами Аллаха».
Ибн Вафа да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни в коем случае не завидуйте тому, кого удостоил своей щедростью Всевышний Аллах – наделил благом и поднял его уровень выше вашего. Ибо из-за зависти вы можете навлечь на себя недовольство Аллаха. Тогда ваше положение может измениться, и вас ожидает печальная учесть, подобная участи Иблиса (шайтана), который из-за зависти к Адаму, будет доволен им Аллах, стал проклятым».
Один из мудрецов сказал: «Завистник противоречит Воле своего Господа в пяти пунктах:
1. Он недоволен благом Всевышнего, когда видит его у других.
2. Он недоволен распределением благ Всевышним Аллахом. Завистник как бы заявляет Творцу: «Почему Ты именно так распределил блага?»
3. Когда Щедрый Аллах в изобилии дарует свои блага другим, завистник, не желая этого, проявляет наивысшую жадность.
4. Он хочет унизить любимых рабов Аллаха, одаренных Им своей милостью и щедростью.
5. Когда он завидует, он помогает своему врагу и «врагу Аллаха» - шайтану».
Каждому известно, что в суре (Аль-Фаляк) Всевышний Аллах говорит в последним аяте:
«(Ищу защиты у Господа рассвета) от зла зависти завистника».
В тафсире этой суры сказано, что если бы было что либо, хуже зависти, то в этой суре говорилось бы именно об этом.
Имам Али (да будет мир с ним) говорил, что нет душевной болезни хуже зависти: «Зависть – самая худшая болезнь» (Гурар Аль-Хикам). Эта болезнь способна лишить человека друзей, свидетельством чему являются слова Имама Али: «Завистник не способен дружить (любить)».
Охваченный завистью человек, возможно, сам того не сознавая, начинает испытывать недовольство по отношению к справедливости и мудрости Аллаха. И тогда его сердце перестает наслаждаться искренней верой во всеобъемлющую милость Творца.
В следующем хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) сказано: «Зависть стоит у истоков всех мерзких нравственных качеств» (Гурар аль-хикам). Сплетни, доносы, клевета, подозрение, ложь, вероломство в большинстве случаев исходят от завистников, которые этим путем потакают охватившей их зависти.
Исламские ученые считают, что на возникновение зависти влияют следующие причины:
Вражда и ненависть.
Высокомерие и надменность.
Страх не достигнуть желаемого.
Любовь к власти и славе.
Малодушие и чувство собственной униженности.
Алчность и скупость.
Порой в появлении зависти не последнюю роль играют убеждения человека. Можно сказать, что завистливый человек не обладает твердой верой в могущество Аллаха, в Его справедливость, мудрость и благосклонность. Завистливый человек словно возражает Аллаху: «Почему Ты дал милости этому человеку? Почему Ты не дал эти милости мне?»
В хадисе от Пророка Закарии (да будет мир с ним) сказано: «Аллах говорит: «Завистник – враг Моих благ. Он зол на Мое предопределение. Он недоволен тем, как Я распределили блага среди Своих рабов» (Книга Аль-мухаджатуль-байда).
Некоторых людей зависть охватывает настолько сильно, что они уже лишаются способности избавиться от нее до конца своих дней. Имам Али (да будет мир с ним) сказал о подобных людях: «Зависть – болезнь, делающая завистника немощным и бессильным. Она не пройдет, пока не будет уничтожен завистник или пока тот, кому он завидует, не покинет этот мир» (Мустадрак Аль-васаиль).
Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием и успехом других. В христианской философии говорят про зависть так: «Зависть есть печаль души, преходящее от благополучия ближнего». Вспомните, как тяжело иногда, когда кто-то более привлекателен, чем вы. Женщина страдает, если мужчина увлекся другой, а не ею, особенно, когда она хотела и планировала эти отношения. Это проявление зависти.
Но как бы ни тяжело было это осознавать, только низкий человек страдает от того, что у других лучше, чем у него. Порядочная, то есть возвышенная, личность счастлива, что у кого-то все хорошо. Живое существо благодаря общению с такими возвышенными людьми может поднять свой уровень, потому что, только общаясь с людьми лучше нас, помогая им, мы можем поднять собственный уровень.
И сегодня как никогда актуальны слова имама Аль-Газали из его книги «Ихья Улюмид-дин», да будет доволен им Аллах:
«Знай, что одной из серьезнейших болезней сердца является зависть. Болезни сердца лечатся только знанием и соблюдением Шариата. Лекарством от зависти является знание того, что зависть лишь приносит ущерб, как в этом мире, так и в будущем. Человеку, которому завидуют, от нее нет никакого вреда в обоих мирах, а наоборот, быть может, есть некая польза. Если человек поразмышляет о вреде зависти, то поймет, насколько большой урон она наносит завистнику. Потому что через нее он становится врагом самому себе и другом своего врага».
Поэтому мы должны работать над своим сердцем. Если мы страдаем от высокомерия, любви к показухе, зависти, нам нужно бороться с этим. И нам нужно проверять себя на эти болезни. Ведь для того, чтобы зерно росло в почве, время от времени нужно разрыхлять ее и ухаживать за ней. А вера, как зерно в наших сердцах. Не стоит забывать, зависть (черная) и любовь к Богу не могут жить в сердце одновременно. Одно непременно вытесняет другое. Так давайте же любовью к Богу вытеснять из своих сердец все пороки и недостатки!
автор Абдрахман Хабибуллин
http://www.islamtatar.ru/article/a-48.html