Беседа с главным редактором независимой газеты «Звезда Поволжья» Рашитом Ракиповичем Ахметовым.
-Уважаемый, Рашит Ракипович, какой вы видите современную татарстанскую умму?
- Было три волны стихийной исламизации. Первая – в постсоветское время, когда пожилые люди перестали скрывать свою принадлежность к религии, вспомнили о своих корнях. Это была больше внешняя, косметическая исламизация. Вторая волна была связана с открытием границ, с переездами на восток, модой. Это была административная интеллигентская волна, она тоже была небольшой. Речь шла не о глубокой вере или выстраивании серьезных исламских институтов, это скорее всего была дань традициям с позитивистским подходом к этому вопросу. Третья волна идет сейчас, она базируется на молодой буржуазии до 30-35 лет. Это уже самодостаточные люди, которые выросли в неатеистической стране, побывали заграницей, сравнивали различные религии, религия – это уже осознанный выбор. Конечно, их не так много. Искренне верующих вообще не так много в этот век накопления капитала и погони за золотым тельцом. Процентов 10-15 молодежи, которым религия небезразлична, и которые пытаются что-то сделать в этой сфере, есть и среди татар. Всего несколько десятков тысяч верующих вводят в ступор государство, для которого важно, чтобы массы были управляемыми, а эта верующая часть населения требует особого внимания в этой связи. Для государства было бы выгодно, чтобы религиозные структуры вообще не вмешивались в политику. Но в исламе, как мы знаем, это невозможно. Поэтому среди этой небольшой части верующих возникает масса каких-то течений, по-разному относящихся к вопросу взаимодействия уммы и светского государства. Мы знаем, что, например, закамский ислам более радикальный, так же как и закамские татарские национальные движения. В столице ислам более «упитанный», а значит менее подвижный. Поэтому закономерно, что возникло несколько течений, тем более, молодежь всегда и во все времена была идеалистической. Потому возникает масса угроз, в которых проявляется склонность молодежи к быстрым решениям. Вспомним, что молодежь была главной движущей силой арабских революций.
- Чего не хватает нам для воспитания мусульманской молодежи?
- У нас не хватает образования. Я считаю, что на сегодняшнее время ни одно мусульманское учебное учреждение не справляется с этой задачей. Это калька советского вуза, перенесенная на исламскую почву. Но запросы растут как на дрожжах. Ислам входит в моду и количество верующих растет. Интерес к этой религии возрастает, но удовлетворить этот интерес пока не представляется возможным. Государство может только управлять, но не предлагать какие-то свои мощные институты. Но я надеюсь, что может в четвертую фазу развития, в момент становления исламского банкинга, наступит перелом в этом вопросе. Идет исламизация российской армии и обеих столиц, и возможно, будет информационный взрыв в интернете.
- Какова роль татарской молодежи в развитии ислама?
- Есть такая особенность у татар - они философски-одаренный народ. Среди таких народов – греки, китайцы, немцы. Но татары почти 500 лет были на вторых ролях, сейчас они начинают очень быстро развиваться. Я думаю, что рост ислама у татар в дальнейшем пойдет как следствие неких интуитивных прозрений. В высокоразвитом обществе должна быть хорошо развита религия именно на уровне интуитивных откровений. Это уже было у татар в начале прошлого века, но это подрезала революция. Сегодня ждем прихода исламских банков, чтобы Татарстан стал мощнейшим центром развития мирового уровня. Феномен высокого ислама может возникнуть только в Казани. Для этого нужны вложения в исламское образование и эти деньги окупятся стократно, ведь весь миллиардный исламский мир может пойти за Казанью. У татар мировой взгляд на проблемы, мы не замкнуты на границах собственной страны.
- Какие науки следует развивать?
- Я думаю, что нужно развивать инженерный подход, естественные науки – как некий локомотив для прорыва. Нужно обязательно развивать информационные технологии. В силиконовой долине сидят тысячи выходцев из России, я подозреваю, что среди них большое количество татар. Если в Индии, опираясь на индийскую философию, тем не менее, делают хороший программный продукт, то и мы сможем. Развивать татарское богословие очень важно, т.к. в любой науке важна интуиция, а она развивается благодаря духовным практикам.
- Как должно развиваться богословие?
- Этот процесс непростой, если человек много трудится над собой. Все методики говорят о том, что человек должен научиться ставить себе цели. Тот же Солженицин, когда заболел раком пищевода, и ему врачи давали всего два-три месяца жизни, изменил этот диагноз благодаря тому, что поставил себе цель – закончить начатый труд о страданиях в Гулаге. Если человек перестанет нестись в потоке жизни как некий бездушный предмет, а будет активным, выбирающим, с осознанной целью, то я думаю, что час появления людей, ведущих к прогрессу, приблизится. Если ты хочешь стать нобелевским лауреатом или стать мыслителем типа Марджани или Гаяза Исхаки, то это вполне возможно. Но люди не ставят пока перед собой таких целей. У нас в стране цель – построить коттедж, купить иномарку, объесться – примитивный, вульгарный гедонизм. Важно ставить себе сверхвысокие цели. Дефицит полета мечты тормозит татар. Но года через три-четыре сама история заставит сделать прорыв. Такой же, как тогда, когда татары боялись КПСС, представляющуюся страшной машиной, перемалывающей все и вся, а в начале 90-х Шаймиев понял, что с Москвой можно общаться на равных и КПСС – «бумажный тигр», как говорил Мао Цзе Дун. Тогда произошел перелом в человеке. Ведь Шаймиева предлагали привезти в Москву в «железной клетке». Человек поверил в себя и свои силы и шаг за шагом добился своего даже в таких условиях. И сейчас нужны сильные, духовно свободные личности. Если воспитать таких хотя бы несколько десятков тысяч, то татары заявят о себе снова.
Ришат Хамидуллин
Источник: www.e-umma.ru