Нарушается ли омовение, если человек засмеялся во время намаза?

13 января 2020 года 13:05

Вопрос: Нарушается ли омовение, если человек засмеялся во время намаза?

Ответ: прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо определится с  некоторыми из явлений, которые связаны с понятием «смех», дабы быть наиболее точным и избежать неясности.

Условно, смех, с точки зрения воздействия на   совершаемый намаз, можно разделить на три категории.

Смех, громкость которого находится в зоне восприятия соседа, пусть потенциального, занимающего ближайшее место в ряду.

Смех, громкость которого находится исключительно в зоне восприятия самого человека, но не соседа по ряду.

Мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, но, по сути, смехом не являющаяся. Подобное явление именуется улыбкой, что подразумевает отсутствие издания какого-либо звука.

Суждение (хукмы) относительно указанных выше явлений:

Учёные ханафитского мазхаба единогласны в том, что громкий смех в намазе нарушает и намаз и омовение. Следовательно, для того чтобы намаз можно было посчитать выполненным, человеку необходимо вновь выполнить полноценное малое омовение (тахарат) и совершить прерванный и нарушенный в результате смеха намаз.

Вторая категория смеха нарушает только сам намаз, но не тахарат.

А улыбка во время выполнения намаза не нарушает ни намаз, ни тахарат.

Аргументация:

Прежде всего приведём хадис, который, казалось бы, может быть использован в качестве аргумента в пользу оппонентов, но, в действительности, лишь подтверждает правоту ученых ханафитского мазхаба.

وَقَالَ جَابِرُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ: «إِذَا ضَحِكَ فِي الصَّلاَةِ أَعَادَ الصَّلاَةَ وَلَمْ يُعِدِ الوُضُوءَ». (صحيح البخاري/ كتاب الوضوء/ باب من لا يرى الوضوء إلا من المخرجين  ١/٤٦)

Передано от Джабира бин Абдилля: «Если кто-либо засмеялся в намазе, то пусть перечитает намаз, но нет необходимости в том, чтобы он вновь выполнил омовение. (Сахих Бухари, Китабуль вуду,  1/46)(1).

Упомянутое в хадисе слово "смех" ("ضحك") в имеет общий смысл и не описано каким-либо качеством. Значит, из хадиса не следует, что имелся ввиду смех достаточно громкий, чтобы его услышал сосед по ряду. Данный факт, в совокупности с аргументами ученых ханафитского мазхаба, даёт все основания полагать, что здесь речь идёт о смехе, который в состоянии услышать только издавший его.  

Далее.

Ибн Хумам (рахматуллахи алейхи) в книге Фатхуль Кадир сказал:

حديث القهقهة روي مرسلا ومسندا. واعترف أهل الحديث بصحته مرسلا، ومدار المرسل على أبي العالية وإن رواه غيره كالحسن البصري وإبراهيم النخعي وغيرهما.

أخْبَرَنَا أبو حنيفَة قَالَ حَدثنَا مَنْصُور بن زَاذَان عَن الْحسن الْبَصْرِيّ عَن النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم انه بَيْنَمَا هُوَ فِي الصَّلَاة اذا اقبل اعمى من قبل الْقبْلَة يُرِيد الصَّلَاة وَالْقَوْم فِي صَلَاة الْفجْر فَوَقع فِي زبية فاستضحك بعض الْقَوْم حَتَّى قهقه فَلَمَّا فرغ رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم من الصَّلَاة قَالَ من كَانَ قهقه مِنْكُم فليعد الْوضُوء وَالصَّلَاة.

أخْبَرَنَا ابو حنيفَة عَن حَمَّاد عَن ابراهيم النَّخعِيّ فِي الرجل قهقه فِي الصَّلَاة قَالَ يُعِيد الْوضُوء وَالصَّلَاة ويستغفر ربه فانه أشد الحَدِيث. (فتح القدير 1/51).

«Хадисы, сообщающие о том, что громкий смех нарушает и намаз, и малое омовение передаются от Пророка  ﷺ как с непрерывным иснадом (цепочкой передатчиков), так и посредством цепочки мурсаль (без упоминания сподвижника между табиином и Пророком ﷺ). Ученые специалисты в науке о хадисе считают, что хадис, который передается от Пророка ﷺ без упоминания сподвижника между табиином и Пророком ﷺ – достоверным, если он был передан от достоверного передатчика. Хадис мурсаль на данную тему передают Абуль Алия, Хасан Басри и Ибрахим ан-Нахаи.»

Также, Ибн Хумам (рахматуллахи алейхи) говорит:

وأما روايته مسندا فعن عدة من الصحابة أبي موسى الأشعري وأبي هريرة وابن عمر وأنس وجابر وعمران بن الحصين. (فتح القدير 1/51).

«Что касается хадисов с непрерывным иснадом (муснад), то их передают несколько сподвижников: Абу Муса Ашари, Абу Хурайра, Ибн Умар, Анас, Джабир и Имран бин Хусейн, да будет доволен ими всеми Аллах(3).»

В известном толковании сборника хадисов Бухари «Умдатуль Кари» говорится:

وَلنَا فِي هَذَا الْبَاب أحد عشر حَدِيثا عَن رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم مِنْهَا أَرْبَعَة مُرْسلَة وَسَبْعَة مُسندَة (عمدة القاري 3ج 71ص).

«В качестве аргумента в пользу того, что громкий смех нарушает и намаз, и малое омовение, есть 11 хадисов от Пророка салляллаху алейхи ва саллям, 4 из них мурсаль (который передается без упоминания сподвижника между табиином и Пророком ﷺ), остальные семь являются муснадом (хадисом, переданным с непрерывной цепочкой). (Умдатуль Кари, 3 том, стр 71)(4).

Передаётся от Ибн Умара радыяллаху анхума, что Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал:

أخْبَرَنَا اسماعيل بن عَيَّاش قَالَ حَدثنِي عبد الْعَزِيز بن عبيد الله عَن نَافِع عَن ابْن عمر قَالَ: إِذا قهقه الرجل فِي صلَاته أعاد الْوضُوء وَالصَّلَاة. (الحجة على أهل المدينة 1/204).

«Кто из вас громко засмеётся в намазе громким смехом, пусть обновит и тахарат, и намаз» (Имам Мухаммад, «Аль Худжа», 1/2014, Ибн Ади, «Кямиль», 4/101. Байхакый, «аль Хиляфият», 1/389, номер: 699)(5).

Передаётся от Зэйда бин Халида (да будет доволен им Аллах), что он сказал:

عَنِ ابْنِ سِيرِينَ , عَنْ مَعْبَدٍ الْجُهَنِيِّ , قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي الْغَدَاةَ فَجَاءَ رَجُلٌ أَعْمَى وَقَرِيبٌ مِنْ مُصَلَّى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِئْرٌ عَلَى رَأْسِهَا جُلَّةٌ , فَجَاءَ الْأَعْمَى يَمْشِي حَتَّى وَقَعَ فِيهَا , فَضَحِكَ بَعْضُ الْقَوْمِ وَهُمْ فِي الصَّلَاةِ , فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعْدَمَا قَضَى الصَّلَاةَ:  «مَنْ ضَحِكَ مِنْكُمْ فَلْيُعِدِ الْوُضُوءَ وَلْيُعِدِ الصَّلَاةَ» (سنن الدارقطني، 623).

«Однажды  Пророк ﷺ вместе со сподвижниками читал намаз, и в это время один слепой человек упал в колодец, вследствие чего некоторые сподвижники посмеялись. Когда же Пророк ﷺ закончил намаз, повернулся, и сказал им: кто посмеялся из вас, пусть обновит свой тахарат и перечитает  намаз» («Сунан Даракутни», 623)(6).

Из хадиса следует, что Пророк ﷺ услышал их, а значит и смех был достаточно громким. И этот хадис нужно понимать именно таким образом, а хадис, переданный от Джабира радыяллаху анху, является лишь дополнением к нему.

В качестве общего итога хотелось бы привести слова Имама Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шайбани (рахматуллахи алейхи):

لَوْلَا مَا جَاءَ من الْآثَار كَانَ الْقيَاس على مَا قَالَ اهل الْمَدِينَة وَلَكِن لَا قِيَاس مَعَ اثر وَلَيْسَ يَنْبَغِي الا إن ينقاد للآثار. (الحجة على أهل المدينة 1/204).

«Если бы не было хадисов, то, в соответствии с кыясом (суждением по аналогии), все обстояло бы так, как об этом говорили ученые Маликитского мазхаба, (то есть омовение бы не нарушалось, если человек засмеется в намазе), но кыяс не возможен, ввиду того, что существуют хадисы, переданные от Пророка ﷺ, и во всех подобных случаях (когда существует хадис на отдельно взятую тему), мы обязаны практиковать только то, что вытекает из хадисов (Имам Мухаммад, «Аль Худжа», 1/204)(7).

А Аллах знает лучше.

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей