Ширк (многобожие)

13 февраля 2020 года 14:27

Вопрос: Ассаляму аляйкум. Наша же сила, которую мы ощущаем в момент действия (если, например, поднимаем штангу), не влияет на само действие, иначе бы получалось, что наряду с Аллахом кто-то творит в мире. Такое заблуждение опасно тем, что может привести к многобожию (ширку). Это как правильно понят?

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.

Этот вопрос является одним из самых сложных вопросов акыды – из тех, знание которых обязательно для каждого мусульманина. Но нужно приложить усилия, чтобы его понять.

Рассмотрим для примера указанное действие: поднятие штанги. Из школьного курса физики мы знаем, что тело движется под действием силы. В данном случае это мышечная сила человека, который поднимает штангу.

Наличие в человеке силы мы не отрицаем. Какое доказательство ее наличия? Тот факт, что мы ее ощущаем. Любой, кто поднимал тяжести, чувствовал в себе силу и напряжение мышц. Значит, сила у человека все-таки есть. Вопрос только в том, влияет ли сила человека на результат действия или нет.

Вопрос этот следующий: какова природа этой мышечной силы, которая приводит к поднятию штанги. Возможны три варианта:

1. Штанга поднимается силой самого человека.

2. Штанга поднимается силой (и Могуществом) Аллаха.

3. Штанга поднимается сочетанием силы человека и Аллаха.

Если бы человек обладал самостоятельной силой для совершения действия (поднятия штанги), то получается, что в какой-то мере он был бы независим от Аллаха, и в мире был бы еще кто-то действующий и творящий, помимо Аллаха. А это невозможно, ведь Всевышний Аллах прямо в Куръане говорит:

وَاللَّـهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ

«Аллах создал вас, и все ваши поступки» (сура «ас-Саффат», 96).

Это ясный аят, имеющий общий смысл, из которого следует, что все действия творений создаются Аллахом.

Второй вариант: штанга поднимается силой (и Могуществом) Аллаха. Это верно, с точки зрения ахлю-сунна. При этом, как мы сказали, человек чувствует в себе силу в момент поднятия штанги, просто эта сила возникает в момент действия и не влияет на результат действия. Просто Всевышний Аллах пожелал, чтобы человек ощущал в себе эту силу.

Штанга поднимается силой (и Могуществом) Аллаха

Третий же вариант – штанга поднимается сочетанием силы человека и Аллаха – опровергается нашими учеными. Имам Акмалюддин аль-Бабирти пишет в комментарии к «Васые»: «Невозможно лишь, чтобы совершение одного действия осуществлялось двумя силами, обе из которых – создающие».

Таким образом, как рациональные доводы, так и аяты Куръана ясно подтверждают, что все действия творений творятся Всевышним Аллахом, а человек выбирает их. Шариатские обязанности и ответственность за все действия в будущей жизни связаны именно с выбором человека.

Имам акыды ахлю-с-сунна валь-джама’а эпохи саляфов Абу Джафар ат-Тахави, да помилует его Аллах, пишет в своей «Акыде»:

وَالِاسْتِطَاعَةُ الَّتِي يَجِبُ بِهَا الْفِعْلُ مِنْ نَحْوِ التَّوْفِيقِ الَّذِي لَا يَجُوزُ أَنْ يُوصَفَ الْمَخْلُوقُ بِهِ، فَهِيَ مَعَ الْفِعْلِ، وَأَمَّا الِاسْتِطَاعَةُ مِنْ جِهَةِ الصِّحَّةِ وَالْوُسْعِ وَالتَّمَكُّنِ وَسَلَامَةِ الْآلَاتِ فَهِيَ قَبْلَ الْفِعْلِ، وَبِهَا يَتَعَلَّقُ الْخِطَابُ، وَهُوَ كَمَا قَالَ تَعَالَى﴿لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا﴾[البقرة:286].

وَأَفْعَالُ الْعِبَادِ خَلْقُ اللَّهِ، وَكَسْبٌ مِنَ الْعِبَادِ

«Способность – например тауфик – с которой осуществляется то или иное действие, не может быть приписана творению. Эта способность возникает в момент действия.

А способность в смысле наличия здоровья, возможности, умений и необходимых средств существует до действия. И на способности в этом значении основан таклиф. Всевышний Аллах говорит: «Аллах не возлагает на человека сверх того, на что он способен» (сура «аль-Бакара», 286).

Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены (касб) людьми».

Автор, да помилует его Аллах, говорит, что нужно различать способность к осуществлению действия, которая бывает в человеке до действия. На этой способности основан таклиф – распространение на человека обязательств Шариата.

Способность – это, например, физическое здоровье (для совершения намаза или поста), наличие средств (для закята или хаджа), знание (о способе совершения данного вида поклонения) и т.п. Если у человека нет соответствующей способности для выполнения того или иного вида поклонения, оно не будет для него обязательно.  Это то, о чем говорит Всевышний, например, в аяте:

وَلِلَّـهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلً

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они в состоянии проделать этот путь» (сура «Алю Имран», 97), то есть если не способны, то и не обязаны.

В подтверждение того, что Всевышний Аллах не обязывает нас совершать то, на что мы не способны имама Тахави в цитате выше и приводит аят суры «аль-Бакара».

Сила же для осуществления самого действия бывает, согласно суннитскому вероучению, только в момент действия – ни до, ни после него. И ее создает в рабе Всевышний Аллах.

И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана