Вопрос: Ассаламу алайкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху, устаз. Баракатного вам вечера. Я читаю «Аль-Мухтар» и у меня возник вопрос при чтении главы о наджасе. Шейх в книге говорит:
فالمانع من الغليظة: أن يزيد على قدر الدرهم مساحة: إن كان مائعا، و وزنا إن كان كثيفا
Во-первых, мне бы точно хотелось бы определить вот этот дирхам.
И второе, связанное с размером жидкой и густой наджасы. Если жидкая наджаса и она больше дирхама, то это не прощается, а если густая, то не прощается если она равна дирхаму. Правильно?
Ответ: Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Сначала переведу для тех, кто не читает по-арабски, фразу, которую вы прицитировали из матна «аль-Мухтар лиль-фатва» имама Абдуллаха ибн Махмуда аль-Маусыли (ум. в 683 г. по хиджре). Она означает следующее:
«Препятствием [для действительности намаза] становится [наджаса] больше размера дирхама по площади, если она жидкая, и по весу, если она густая».
Здесь речь идет о максимальном количестве тяжелой наджасы, которая прощается в намазе. Ханафитские ученые определили это количество как размер дирхама – по площади для жидкой наджасы и по весу для густой.
Первый вопрос касается определения размера дирхама. Для жидкости – это площадь поверхности воды, которая удерживается на раскрытой ладони, то есть окружность с диаметром где-то 2.75 см. Для густой наджасы – это вес, примерно равный 4.85 граммов.
Разумеется, никто не предполагает, что вы будете измерять наджасу линейкой и взвешивать на весах. Эти цифры – примерный ориентир, чтобы вы знали, что наджасу, приближающуюся к этим значениям, обязательно смывать, тем самым проявляя предосторожность, особенно важную в вопросах ибадата (поклонения).
Что касается второго вопроса, то тяжелая наджса размером больше дирхама одинаково не прощается (если есть возможность ее устранить), вне зависимости от того, жидкая она или густая.
А Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀