Вопрос: Каково положение мусульманина-грешника? Простит ли Аллах того, кто не читал намаз, пил вино и т.п.? Он попадет в Ад или в Рай?
Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Великий имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, так говорит в «Васые»:
وَالعَاصونَ مِنْ أُمَّةِ محمدٍ صلى الله عليه وسلم كُلُّهُمْ مُؤمِنُونَ حَقَّا، وَلَيْسُوا بِكَافِرِينَ.
«Все грешники из уммы Мухаммада ﷺ, истинно верующие, и они не являются кяфирами (неверующими)».
Речь здесь идет о положении того, кто совершил большой грех намеренно, при этом не считая его дозволенным и не высказывая пренебрежения к повелениям и запретам исламской религии. Потому что тот, кто считает общеизвестно запретное разрешенным в Исламе, либо смеется или издевается над решениями Шариата, единогласно выходит из Ислама и не являются верующим.
Ученые ахлю-с-Сунна считают, что грешник не выходит из Ислама, поскольку продолжает верить в душе и считать Ислам истиной. И если грешник умирает без покаяния, то его судьба зависит от воли Аллаха: если Всевышний пожелает, то простит его и введет в Рай по Своей милости и щедрости, или на основе благодати его имана или праведных поступков, или же по заступничеству (шафа'ат) кого-то из праведников. Или же, если Аллах пожелает, накажет его в зависимости от степени его греха, будь он малым или большим, а затем в итоге все равно введет его в Рай, и он не останется в аду навечно.
Передается также, что имам Абу Ханифа говорил:
«Я надеюсь (на помилование) совершающего большие и малые грехи, но и боюсь за них» («Шарх аль-Бабирти ʼаля аль-Васыя»).
Некоторые же секты в истории Ислама не соглашались с ахлю-с-сунна в этом вопросе: так, хариджиты считали, что совершивший большой грех является кяфиром, а муʼтазилиты – что такой человек не верующий, но и не кяфир, а занимает некоторое промежуточное положение, все равно будет вечно в Аду, но муки его будут легче, чем муки неверующих (Хамза аль-Бакри, «Усус аль-акыда аль-ислямийя, с. 9».
И Аллах знает лучше. ⠀