Вопрос: Входят ли благие дела в иман? Является ли верующим тот, кто не совершает намаз, не держит уразу и т.п.?
Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Мы сказали, что иман в понимании большинства ахлю-с-сунна – это вера сердцем во все, что достоверно передано Пророком Мухаммадом ﷺ от Всевышнего Аллаха. Некоторые ученые добавляют еще к условиям имана подтверждение веры языком.
Однако поступки человека не входят в понятие имана. Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, говорит в «Васые»:
وَالعَمَلُ غَيْرُ الإيمَانِ، وَالإيمَانُ غَيْرُ العَمَلِ
«Дела – это не иман, а иман – это не дела».
Под «делами» здесь единогласно ученые понимают совершение того, что Аллах повелел совершать (намаз, пост и т.п.) и несовершение того, что Аллах запретил (пить вино, совершать прелюбодеяние и т.п.)
Многие же ранние ученые говорили, что иман — это вера в сердце, подтверждение языком и выполнение столпов Ислама, то есть, согласно этому мнению, дела являются неотъемлемой частью имана.
Но следует ли из этого утверждения, что не выполняющий предписания Ислама не является верующим, поскольку у него отсутствует одна из составных частей имана? Такие секты, как хариджиты (хаваридж) и муʼтазилиты, считали, что такой человек не является верующим.
Имамы же ахлю-с-сунна – как понимают их слова более поздние ученые – имели в виду, что дела являются частью совершенного, полноценного имана, при не выполняющий предписания Ислама не перестает быть верующим. Если это толкование верно, тогда между нами – теми, кто утверждает, что дела не являются частью самого имана – и учеными, говорившими, что иман – это вера в сердце, произнесение шахады и выполнение столпов Ислама – расхождение всего лишь словесное. Все мы согласны, что совершенство имана достигается через практику положений нашей религии.
Наши ученые доказывают положение, что дела не являются частью самого имана, тремя основными способами:
1. Иман и дела очень часто в Куръане идут через союз «и», что в арабском языке (как и в русском) означает, что это не одно и то же.
Так, Всевышний Аллах говорит:
وَبَشِّرِ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ
«И обрадуй (о Мухаммад) тех, кто уверовал и (при этом) совершал благие дела, тем, что для них (приготовлены райские) сады» (сура «аль-Бакара», аят 25).
2. Иман в Куръане обозначается как условие принятия благих дел. Очевидно, что условие не обуславливает само себя.
Всевышний Аллах говорит:
وَمَن يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتِ مِن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَـٰئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ
«А мужчины и женщины, которые совершают благие дела, будучи верующими, войдут в Рай» (сура «ан-Ниса», аят 124).
3. Аллах называет верующим того, кто не выполняет некоторые из дел:
إِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«И если две группы верующих станут воевать между собой, то примирите их» (сура «аль-Худжурат», аят 9).
Таким образом, мы отчетливо видим, что дела не являются частью самого имана, но совершенного иман без благих дел не бывает.
И Аллах знает лучше. ⠀