Вопрос: Ассаляму алейкум. Можно ли во время намаза выключить телефон? Бывает так, что человек встает на намаз, и несмотря на предупреждение имама, забывает перевести телефон на беззвучный режим. Потом его телефон начинает звенеть и отвлекает всех молящихся. Хозяин телефона, дабы не нарушать намаз, не отключает звук телефона, но порой это длится очень продолжительное время. Ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милующего
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Прежде всего хотелось бы обозначить причину, по которой выключение телефона может привести к нарушению намаза. Шариат оценивает само действие, как возможную причину совершения амаль касир. Амаль касир — это совершение в намазе такого количества действий, которое препятствует действительности намаза. Следовательно, амаль касир нарушает намаз.
Вторая часть ответа, наиболее важная, заключается в определении амаль касир: исходя из каких критериев шариат оценивает то или иное действие как амаль касир.
В известном ханафитском труде «Фатава Кадыхан», автор пишет:
فتاوي قاضيخان (ج1 ص119-120 قديم كتب خانه)
وقال بعضهم إن كان بحال لو رآه إنسان ليستيقن إنه ليس في صلاة فهو كثير وإن كان يشك إنه في الصلاة أو ليس الصلاة فهو يسير وهذا اختيار العامة وقال بعضهم يفوض ذلك إلى رأي المصلي إن استفحشه واستكثره فهو كثير وإلا فلا قال الشيخ الإمام شمس الأئمة الحلواني رحمه الله تعالى هذا القول أقرب إلى مذهب أبي حنيفة رحمه الله تعالى لأنه في جنس هذا المسائل لا يقدر تقديرا بل يفوض ذلك إلى رأي المبتلى به
Некоторые имамы сказали: Если человек, выполняющий намаз, окажется в таком состоянии (будет совершать такое количество действий), при котором у постороннего наблюдателя не останется никаких сомнений в том, что тот не выполняет намаз, то его (выполняющего намаз) действия будут подпадать под определение амаль касир. Если же у стороннего наблюдателя возникнут сомнения относительно того, находится ли тот человек в намазе или он вне намаза, то его действия не подпадают под категорию амаль касир. Имам Аль-Хальвани (рахимахуллах) сказал: Подобная оценка наиболее близка мазхабу Абу Ханифы (рахимахуллах), поскольку он при возникновении подобного рода вопросов не определял размер или объем, а оставлял это на суд человека, который попал в подобную ситуацию. (То же самое упоминается в «Аль-Мухит аль-Бурхани» и «Радд аль-Мухтар»).
В произведении «Хашия Тахтави» даётся более точное определение для амаль касир:
كالحركات الثلاث المتواليات كثير
(Это) три движения, не относящихся к намазу, которые были произведены в одном рукне (руку’, кыям и т.д.).
Исходя из этого мы можем сделать следующие выводы:
1. Выключение телефона нарушает намаз в том случае, если это приводит к амаль касир.
2. Самый верный критерий амаль касир, который наиболее близок к предосторожности, это - три движения, произведенные в одном рукне.
3. Если человек одной рукой выключит телефон, это не станет амаль касир и намаз не нарушится.
А Аллах знает лучше.