Вопрос: Ассаляму алейкум. Должен ли я занять денег для того, чтобы совершить курбан? Дело в том, что я совсем недавно начал читать намаз, также, я узнал, что совершать курбан является обязательным действием. Но не совсем знаком с практическими вопросами. Помогите, пожалуйста.
Ответ: С именем Аллаха Милостивого Милующего.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Вы правы в отношении того, что заклание жертвенного животного в дни Курбан-байрама является обязательным (ваджиб) деянием. Однако необходимо учитывать, что для отдельного взятого человека заклание жертвенного животного в дни праздника Курбан становится ваджибом при наличии ряда условий. В произведении «аль-Бахр Ар-Раик» имам Ибн Нуджайм (рахматуллахи алейх) пишет:
تجب على حر مسلم موسر مقيم عن نفسه لا عن طفله شاة، أو سبع بدنة فجر يوم النحر إلى آخر أيامه.
البحر الرائق
«Принесение в жертву животного является обязательным для мусульманина, обладающего необходимым количеством или объемом имущуства (нисаб), а также не находящегося в дальней поездке (сафар), за себя (не за детей) в количестве одной овцы или за семерых в количестве одной коровы или верблюда в дни Курбана».
Разберем определение. Условия, наличие которых необходимо, чтобы человек был обязанным совершить жертвоприношение:
1. Ислам. Человек должен быть мусульманином.
2. Свобода от рабства (что не актуально на сегодняшний день).
3. Нисаб. Материальное имущество равное по стоимости 595-ти граммам серебра, за вычетом долгов. Каждый год сумма нисаба разная, поэтому каждый год мы рекомендуем узнавать её размер у имама махалли.
4. Совершеннолетие с точки зрения ислама (половая зрелость).
Из определения также следует, что человек не обязан совершать жертвоприношение за своих детей вне зависимости от того, достигли они совершеннолетия или нет. Если быть точным, человек не обязан занимать деньги для того, чтобы совершить жертвоприношение, которое становится обязательным для отдельного человека в силу наличия перечисленных нами причин.
А Аллах знает лучше.