Вопрос:
Ассаляму алейкум, хазрат! Меня беспокоит один вопрос. Когда читаю историю про людей пещеры из суры "Аль-Кахф" не могу понять один момент. Написано, что большинство ученых считают, что юноши жили после пришествия пророка Исы и проснулись ото сна когда жили верующие люди, но пишут, что тогда жили христиане (На одном сайте пишут: "В качестве императора, при котором Обитатели Пещеры очнулись, современные исследователи называют Феодосия II, жившего в начале V века н. э.") Получается христиан считают верующими людьми? Вроде в 5-х веках жили христиане, зачем тогда пишут, что, когда проснулись юноши в городе жили только верующие?
Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Насчет того, были ли христиане муъминами: да, до прихода нашего пророка Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям, христиане были носителями истинной веры, однако уже в первые века появились те кто начали искажать единобожие, принимая догматы о триедином Боге и т.п. Однако можно допустить, что были группы, которые придерживались неискаженного христианства вплоть до начала пророческой миссии нашего господина Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям. Некоторые из тех, кто жил в его время, приняли Ислам.
И мы верим, что те христиане, кто жил до начала Ислама и придерживался убеждений единобожия, войдут в Рай наряду с другими верующими из общин разных пророков.
Но также считаем нужным сказать и о том, как относиться к историческим сведениям о коранических историях.
В классических тафсирах приводится много рассказов вокруг истории людей пещеры, о которых рассказывается в суре «аль-Кяхф».
Вся историческая информация, которая касается аятов Куръана, бывает трех видов:
1. Та, что однозначно принимается учеными. Например, обстоятельства ниспослания аятов, пришедшие в достоверных хадисах.
2. Информация, которая однозначно отвергается – это то, что противоречит нашей акыде и признана учеными ахлю-сунна ложной, как например, история о назывании Адамом, мир ему, своего сына «рабом иблиса», история о «падших ангелах» и прочее из-того, что можно встреть в некоторых тафсирах и книгах по мусульманской истории.
3. Информация, которая не отрицается, но и не утверждается однозначно. Может, было так, а может и не так.
Многое из того, что касается истории людей пещеры, относится к третьему виду. В тафсирах содержатся немало сведений о них, которые невозможно проверить на достоверность. Так, например, очень много версий передается от ранних ученых в отношении того, что такое «Ракым» из 9-го аята суры «аль-Кяхф». Но когда спросили Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, об этом, он ответил: «Я не знаю, что такое Ракым».
Сподвижники и табиины придерживались в отношении подобных коранических историй следующего принципа:
ابهِموا ما ابهمه الله
«Оставляйте непроясненным то, что не прояснил Аллах» («Иткан» ас-Суюты).
Если о чем-то не сказано в самом Куръане и в достоверной Сунне, мы должны оставлять знание об историческом контексте описанных в Куръане событий Всевышнему Аллаху.
Муфтий Мухаммад Шафи‘ Усмани пишет в тафсире «Ма‘ариф аль-Куръан», что некоторые историки на основании того факта, что люди пещеры укрылись от тирана, не позволявшего им исповедовать истинную религию, отнесли их к христианской эпохе, потому что ранние христиане так же удалялись от преследователей в пещерах (5/577).
Насчет места этого события толкователями Куръана были высказаны разные точки зрения: есть версия, что пещера находится в Эйлате, Эфесе, Петре и даже в Андалусии. Насчет времени большинство ученых высказали предположения, что события происходили в 3 – 6 веках новой эры.
Но – как мы указали выше – это все гипотезы. Мы не отрицаем ничего однозначно, но также и не утверждаем ничего однозначно. Лучше всего придерживаться той позиции, которую провозглашает имам Ибн Касир в своем тафсире:
وقد أخبر الله تعالى بذلك وأراد منا فهمه وتدبره ، ولم يخبرنا بمكان هذا الكهف في أي البلاد من الأرض ؛ إذ لا فائدة لنا فيه ولا قصد شرعي
«Всевышний Аллах рассказал нам об этом [об истории людей пещеры], желая, чтобы мы поняли ее и размышляли о ней. И Он не сообщил нам о местонахождении этой пещеры – в каком месте земли она расположена – потому что нет пользы для нас в этом и нет в том никакой шариатской цели» (Тафсир к 17-му аяту суры «аль-Кяхф»).
И Аллах знает лучше. ⠀⠀