Правовое решение по плазмотерапии

05 декабря 2022 года 11:58

Плазмотерапия – это метод лечения, который основывается на внутривенной инъекции очищенной плазмы крови (собственной или донорской). Также его называют «PRP-Therapy», что расшифровывается как Platelet Rich Plasma Therapy (терапия богатой тромбоцитами плазмой).

Традиционно плазмотерапию применяют в следующих направлениях:

·       Косметология – как метод омоложения кожи и устранения ее дефектов.

·       Лечение – соответственно целью является медицинское вмешательство для лечения.

Чтобы дать шариатскую оценку плазмотерапии в целом, необходимо сначала оценить все составляющие данной терапии.

Первое. Материалом для инъекционного введения служит кровь – собственная или донорская – из которой в специальной центрифуге выделяется обогащенная тромбоцитами плазма. Вот именно эта плазма и вводится внутрикожно. Из этого следует что в человека вводится очищенная плазма крови. А согласно шариату, вытекшая кровь является тяжелой нечистой (наджаса мугалляза) [1]. Данное решение богословы вынесли, руководствуясь 145 аятом суры «аль-Ан‘ам»:

﴿قُلْ لَا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلَّا أَنْ يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا ‌مَسْفُوحًا﴾

"Скажи [о Мухаммад]: «Я ничего в откровении [в Куръане] не нахожу запретного из еды, кроме мертвечины, текущей крови…"

Также оно основано на хадисе, который передала 'Айша (да будет доволен ею Аллах):

"...فَاغْسِلِي عَنْكِ الدَّمَ، ثُمَّ صَلِّي"

"… смой с себя кровь [после окончания менструального цикла], после соверши намаз" [2].

Соответственно, кровь – будь то своя или донорская – не может быть материалом для лечения, как на это указывают слова ибн Абидина [3], и других богословов, данное постановление они вынесли, опираясь на следующие слова посланника Аллаха, переданные от Абу ад-Дарда:

"عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "إِنَّ اللَّهَ أَنْزَلَ الدَّاءَ وَالدَّوَاءَ، وَجَعَلَ لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءً فَتَدَاوَوْا وَلَا تَدَاوَوْا بِحَرَامٍ"

"Аллах ниспослал болезни и лекарства от них, и от каждой болезни сделал лекарство, лечитесь, но не используйте в лечении запретное" [4].

Принимая в расчет доводы, которые мы привели, можно констатировать, что плазмотерапия, при которой используется очищенная плазма крови, запрещена.

Но необходимо учесть, что данный запрет не является окончательным. Шариат допускает использовать запрещенные вещества для лечения, если в этом есть острая необходимость или нет разрешенного аналога. Острая необходимость может быть вызвана косметологическими нуждами, как например, когда имеется явный дефект тела, который может стать вызвать насмешки окружающих, вызвать психологическую травму или причинять ощутимый дискомфорт людям. На этот счет имеется хадис от ‘Арфаджа ибн Ас‘ада:

عَنْ ‌عَرْفَجَةَ بْنِ أَسْعَدَ قَالَ: أُصِيبَ أَنْفِي يَوْمَ الكُلَابِ فِي الجَاهِلِيَّةِ، فَاتَّخَذْتُ أَنْفًا مِنْ وَرِقٍ، فَأَنْتَنَ عَلَيَّ فَأَمَرَنِي رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ أَتَّخِذَ أَنْفًا مِنْ ذَهَبٍ

"Сказал ‘Арфадж ибн Ас‘ад: я получил рану носа в Явум аль-Куляб (одна из самых известных войн доисламского периода) в период джахилии, и я закрыл данную рану листом из серебра, но после этого от меня начал идти неприятный запах, и приказал пророк Мухаммад покрыть нос золотом" [5].

Также имам аль-Касани в книге «Бадаи‘ ас-Санаи‘» пишет: «Если отрезали нос, не будет нежелательным приделать нос из золота, по единогласному мнению, т.к. нос издает неприятный запах из-за серебра. Поэтому необходимо приделать нос из золота, т.к. это необходимость, поэтому запрет [на использование золота] отпадает» [6].

Но необходимо заметить, что данные манипуляции должны быть вызваны острой необходимостью.

Это был первый случай, когда дозволяется прибегнуть к плазмотерапии.

Второй случай связан с лечением плазмотерапией. В медицине данный метод применяется очень широко. Согласно результатам научных исследований, PRP-терапия является не только перспективным, но и безопасным, методом лечения [7].

Следовательно использование данного метода допускается при отсутствии эффективных аналогов лечения, или в случае, когда жизни или здоровью грозит опасность. Поэтому требуется консультация с лечащим врачом, и, если он, проанализировав варианты лечения, придет к выводу, что плазмотерапия является единственным вариантом лечения, разрешается прибегнуть к данной процедуре.

Литература:

[1] "Аль-Хидая фи шарх Бидая аль-мубтади", 1/37.

[2] "Сахих аль-Бухари", №226.

[3] "Радд аль-Мухтар", ибн ‘Абидин, 3/211.

[4] "Сунан Абу Дауд", №3874.

[5] "Сунан Абу Дауд", №4232; "Сунан ат-Тирмизи", №1770.

[6] "Бадаи‘ ас-Санаи‘", 5/132.

[7] Загородный Г.М., Муха П.Г., Ясюкевич А.С., Гулевич Н.П. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ PRP-ТЕРАПИИ В МЕДИЦИНЕ И СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Прикладная спортивная наука. 2017. №1 (5). С. 85 (дата обращения: 02.12.2022).

Перевод аятов Корана: Калям Шариф. Перевод смыслов – Казань: «Издательский дом «Хузур» - «Спокойствие», 2019. – 700 с.

Отдел фетв (даруль-ифта) Духовного управления мусульман Республики Татарстан. 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей