Вопрос: Ассаляму алейкум! Если человек зарезал барана в качестве назра и приготовил ее для нуждающихся, имеет ли он право употреблять это мясо сам?
Ответ:
بِسۡـمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰـنِ ٱلرَّحِيـمِ
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Человек, который совершил заклание жертвенного животного по причине обета, не имеет права употреблять его мясо в пищу, т.к. целью данного заклания является раздача мяса беднякам в качестве милостыни.
Также он не имеет права кормить этим мясом супругу, родственников восходящего¹ и нисходящего² родства, а также богатых людей (т.е. тех, кто имеет нисаб для выплаты закята).
¹ родственниками восходящего родства считаются его родители, а также его деды, прадеды, бабушки и прабабушки, восходящие по родству.
² родственниками нисходящего родства считаются его дети, а также его внуки и правнук, внучки и правнучки, нисходящие по родству.
Обоснование:
«وإنْ وَجَبَتْ بالنذر فليس لصاحبها أن يأكل منها شيئًا، ولا أن يطعم غيره من الأغنياء سواءً كان الناذر غنيًا أو فقيرًا؛ لأنَّ سبيلها التصدُّق، وليس للمتصدِّق أن يأكل من صدقته، ولا أن يطعم الأغنياء».
يُنظر: «تبيين الحقائق شرح كنز الدقائق»، عثمان بن علي الزيلعي الحنفي، ج6، ص8.
«Из-за того, что для него стало обязательным [заклание жертвенного животного] по причине обета, он не имеет права употреблять мясо жертвенного животного, также не имеет права кормить им богатого человека; и не имеет значения, является ли давший обет богатым или бедным, т.к. целью [заклания жертвенного животного] является раздача этого мяса в качестве милостыни, а тот, который дает милостыню, не имеет права употреблять ее, а также кормить им богатых.
См. «Табъйин аль-хакаик шарх Канз ад-дакаик», ’Усман ибн ’Али аз-Зайля’и аль-Ханафи. Т. 6, С. 8.
И Аллах знает лучше.
Отдел фетв (даруль-ифта) ДУМ РТ.