Вопрос: Ассаляму алейкум! Хотим с друзьями и родственниками принести в качестве курбана корову, нас всего шесть человек. Но один из нас кроме курбана хочет сделать намерение и на искупление за нарушение обета. Допустимо ли такое?
Ответ:
بِسۡـمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰـنِ ٱلرَّحِيـمِ
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Уа алейкум ас-салям уа рахматуллахи уа баракатух.
Во-первых, хотим отметить, что действительно корову могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи участников.
Во-вторых, хотим внести ясность, что жертвоприношение бывает различных категорий. Например, обязательный курбан совершается в дни Праздника жертвоприношения (’Ид аль-адха). Также жертвоприношение может стать обязательным по причине нарушения некоторых обрядов хаджа и т.д. К тому же жертвоприношение может быть совершено добровольно.
Отвечая на ваш вопрос, отмечаем: условие, чтобы все участники жертвоприношения коровы, буйвола, быка или верблюда, имели единое намерение на один вид жертвоприношения, не является обязательным. Поэтому если кто-то из участников вознамерится на обязательный курбан, а другой, к примеру, на курбан в качестве искупления за нарушенный обет, то такой курбан будет действительным.
Принципиальным в данном вопросе является лишь то, чтобы у каждого из участников намерение было на совершение жертвоприношения. Важно понимать, что если кто-то из них сделает намерение только на мясо, то курбан будет недействительным у всех.
Обоснование:
"ولو أرادوا القربة الأضحية أو غيرها من القرب – أجزأهم، سواءً كانت القربة واجبةً، أو تطوعًا، أو وَجَبَ على البعض دون البعض، وسواءً اتَّفَقَتْ جهات القربة أو اخْتَلَفَتْ، بأَنْ أراد بعضهم الأضحية، وبعضهم جزاء الصيد، وبعضهم هدي الإحصار... وهذا قول أصحابنا الثلاثة".
يُنظر: "رد المختار"، محمد أمين ابن عابدين، 5/304.
«Если кто-нибудь из них [кто участвует в жертвоприношении буйвола, коровы, быка или верблюдов] вознамерится на жертвоприношение в качестве курбана [который является ваджибом в дни жертвоприношения для имеющего нисаб], а другой на иной вид жертвоприношения – разрешается [будет действительным]. Не имеет разницы, данное жертвоприношение является обязательным или дополнительным, или же некоторым из них является обязательным, а для других нет. Также не играет роли их намерения [кто участвует в жертвоприношении буйвола, коровы, быка или верблюдов] –является ли оно единым или нет. Соответственно, если кто-то из участников данного жертвоприношения вознамерится на курбан, другая часть - на жертвоприношение в качестве искупления за охоту [во время хаджа], а кто-то - на жертвоприношение в качестве искупления за выход из ихрама…, и данная позиция [что такой обряд жертвоприношения будет действительным] является мнением наших трех соратников [Абу Ханифа, Мухаммад и Абу Юсуф]».
См. «Радд аль-мухтар», Мухаммад Аминь Ибн ’Абидин. 5/304.
И Аллах знает лучше.