Появление различных мазхабов в акыде и в фикхе

27 сентября 2013 года 08:51
Появление различных мазхабов в акыде и в фикхе

Со времен Адама (алейхи салям) и до наших дней было множество Пророков (алейхимусалям), ниспосланных Аллахом для наставления людей на путь Истины и  приходивших с чистой Акыдой, прекрасным нравом и примером и никогда не поклонявшихся кому-либо помимо Всевышнего Аллаха. С течением времени люди, поддавшись на уловки и ухищрения шайтана, начали придавать Аллаху сотоварищей, поклоняться идолам, сбивались с Истинного пути С одной стороны, после Пророка ‘Исы (алейхи салям) люди снова начали придавать Богу сотоварищей (совершать ширк), начали приписывать ‘Исе (алейхи салям) божественные качества, называть его Богом  или же сыном Бога (На’узуБиллях); а с другой стороны, был аравийский полуостров, где в то время распространилось язычество, и многобожники дошли до того, что число идолов, которым они поклонялись, достигало 360.

Их нравственность была настолько омерзительна, что среди них распространились такие деяния как закапывание заживо своих дочерей, и было очень много кровопролития по незначительным причинам.

В это время Аллах послал Своего заключительного, последнего Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи васаллям), который родился в среде арабов, чей ширк достигал самого пика. Пророк (салляллаху алейхи васаллям) тогда не имел власти, денег,  высокого положения в обществе, не был полководцем и политиком, и в распространении истинной религии у него не было помощников, кроме его жены Хадиджи (радыяллахуанха), слуги Зайда ибн Сабита (радыяллахуанху), сына его дяди (АбуТалиб) Али ибн Абу Талиба (радыяллахуанху), который в то время еще был очень молод, его искреннего друга Абу Бакра Ас-Сыддыка (радыяллахуанху).

Несмотря на это, тогда молодой курайшит Мухаммад (салляллаху алейхи васаллям) возвысил свой голос перед всем миром, объявив о своем Пророчестве. За 20лет он собрал вокруг себя и своего Пророчества весь аравийский полуостров, в короткое время его призыв был принят четвертью всего мира, и этот призыв сохраняется, распространяет и по сей день.

Позже в исламский мир вошло множество народов, стран, у которых были различные языки, религии, культуры и разные обычаи. И это привело к тому, что на арене исламских размышлений появились различные взгляды. Такое явление считается естественным во всех религиях.

Поэтому мы видим, особенно в религии Ислам, что относится к основам акыды (вероубеждения), вопросам торговых взаимоотношений, что в дальнейшем стало основной причиной для появления мазхабов, акыд, ификха на арене исламских размышлений.

Несомненно, что расхождения в усуле, которые считаются основой акыды, могут вывести человека из лона Ислама, доводя его до печального итога ридда (вероотступничества), изандака (ереси), а расхождение в некоторых вопросах фикха и его ответвлений приводит человека только к ошибке, а не к выходу из Ислама.

В начале второго века по хиджре (восьмой век по милади) появился «Имамаль-А‘зам» Абу Ханифа, Ну’ман ибн Сабиталь-Куфи  (рахматуллахиалейхи). Он родился в 80 г.х. (697 по милади)  и скончался в 150 г.х. (767 по милади), а также вместе с ним появились его ученики и сподвижники, словом, те люди, от которых исходило «движение мысли», относящееся к«Усулюд-Дин» (акыда–калям) и то, что относится к«ахкаму» и «муамаляту» (Аль-ФикхиАль-Ахляк). В результате их уроки дали благие плоды в «Наарене» Акыды и Фикха.

С их пера появилось огромное количество книг в направлении исламских размышлений. Некоторые из книг имам писал сам, а остальные книги передавали его ученики. Во времена Абу Ханифы, его учеников,а также после них распространились различные мнения по акыде, появились разные мазхабы в акыде, как, например, мазхаб мутазилитов, шиитов, рафидитов, хариджитов, кадаритов, мурждиитов, джахмитов, джабаритов и т. д.

И именно в это, наполненное диспутами и дискуссиями время через один век после кончины имама Абу Ханифы, в отдалении от центра халифата, в «Мавараан-Нахре» (современная Средняя Азия), близ Самарканда, в селении Матурид появляется имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди ас-Самарканди (261-389 г. по хиджре, 875-999 г. по милади).

Продолжение следует…

муфтий Камиль хазрат Самигуллин

Последние новости

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения?

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения? Будет ли такое омовение...

14 марта 2016 года 17:24

"Эти суры словно два облака, между которыми сверкает луч света"

Наввас Бин Сам’ан (радыяллаху 'анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Судный день...

09 марта 2016 года 13:51

Если знать, как милосерден к человеку Создатель, то богобоязненность появится сама собой...

«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и страшатся Его, — именно они обретут...

12 февраля 2016 года 10:50

История фикха и ханафитский мазхаб

Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий...

05 февраля 2016 года 10:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей