Решение проблемы радикализма молодежи

21 сентября 2013 года 10:47
Решение проблемы радикализма молодежи

Представляем вашу вниманию доклад заместителя муфтия Татарстана Илдар хазрат Баязитов «Решение проблемы радикализма молодежи», который от прочитал на Молодежном Форуме по профилактике экстремизма и терроризма "Мы одна страна - Мы один народ!", который проходит в Казани.

В Татарстане за последние годы действительно появились различные религиозные секты деструктивного характера, и для мусульманского сообщества это является проблемой. Однако необходимо понимать, что радикализация молодежи - это общероссийская проблема, это общее для нашей страны явление, которое касается самых разных в этническом, религиозном отношении групп населения.

Методы решения проблемы

Традиционный ислам в нашем регионе сможет стать настоящей альтернативой различным деструктивным мусульманским сектам. Как известно, за 70 лет советской власти мусульманская традиция у нас была прервана, практически не осталось ее носителей, и, начиная с 1990-х годов, нам пришлось строить все с нуля.

Поэтому сейчас предстоит провести реальную большую работу, и вестись она должна комплексно, по трем основным направлениям: образование, просвещение и социальная работа мечетей.

1. Первый пункт касается всей системы мусульманского образования: от воскресных курсов и медресе до исламских университетов. Именно в этом направлении начал свою работу нынешний ректор Российского исламского университета, председатель Всероссийского совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин. Система религиозного образования в Татарстане должна иметь пирамидальную форму, во главе которой находился бы РИУ. То, что российскому исламскому образованию необходимо стать конкурентоспособным – это практически вопрос национальной безопасности. Повышения качества самого высшего мусульманского образования также связана с 2 фактора:

1.возможностью получения дополнительного образования в исламских центрах и 2.возможность получения параллельно хорошего светского образования.

Начнем с последнего. Высшее исламское образование должно иметь светскую составляющую (то есть должны изучаться и светские предметы), как в современном Российском исламском университете, где готовят лингвистов, экономистов и журналистов.

Теперь несколько слов об обучении в зарубежных исламских центрах для лучших российских шакирдов. На мой взгляд, необходимо, чтобы молодые мусульмане ехали учиться в признанные центры мусульманской науки только после обязательного окончания высшего исламского университета в России. Это в духе исламской традиции, это полностью соответствует истории становления татарской богословской школы.

Поэтому совершенно правильно, что казанский Российский исламский университет сотрудничает с такими зарубежными странами, как Турция и Малайзия. Именно в этих странах сохранилась система прекрасного религиозного образования, которая базируется на системе традиционного мазхабического, ханафитского ислама.

Турция и Малайзия привлекательны для исламского образования российским мусульманам еще и тем, что эти страны демонстрируют возможность гармоничного сочетания религии, принципов современной демократии, технического и промышленного прогресса и экономического развития. Получив базовое мусульманское образование в России, уже повзрослевшие молодые люди, приехав повышать свою квалификацию в эти страны, смогут увидеть мир, где мусульмане живут в современных, активно развивающихся светских странах и вносят свой исключительный вклад в созидательное развитие. Такой пример очень поучителен.

2. Вторым пунктом в становлении конкурентоспособной альтернативы зарубежным сектантским течениям является просвещенческая работа. В данном случае речь идет не только о работе СМИ и книгоиздании, но и вообще об образе ислама, мусульман и исламского духовенства.

Мы живем в информационный век, когда помимо традиционных СМИ особую силу получают новые медиа: различные социальные сети, блоги и видео-хостинги (YouTube и RuTube). При тотальной распространенности Сети и мобильных гаджетов теперь вся наша жизнь является объектом пристального внимания общества. Поэтому поведение, любые заметные поступки и высказывания как рядовых мусульман, так и духовенства, быстро становятся доступны широкой публике.

Недостойное поведение и неадекватные высказывания многих наших единоверцев, запечатленные на видео-, аудио- и фотоносители, очень быстро оказываются в сети Интернет и становятся доступными миллионам сограждан.

В связи с этим первым шагом по пути просвещения становится работа над тем, как себя ведут сами мусульмане и какой пример подает окружающим мусульманское духовенство. Известная поговорка гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас.

Воспитывайте себя!». Поэтому особое значение получает индивидуальная честность и искренность каждого мусульманина. А для этого необходимо укреплять веру как главный источник честности, благонадежности, скромности и справедливости.

Другим важным пунктом на пути просвещения является активная издательская деятельность и развитие исламских СМИ. Нам надо активнее издавать как на татарском, так и на русском языках, наше дореволюционное богословское и научное наследие. Также необходимо активно переводить полезных для нас зарубежных авторов.

Открытие современных и удобных мусульманских СМИ, пропагандирующих традиционный ислам, тоже является стратегической задачей, которая позволит создать конкуренцию многочисленным сектантским сайтам, которые существуют сейчас в Сети.

На мой взгляд, имам каждой крупной мечети в Татарстане должен иметь свою страницу в Интернете, где он будет непосредственно общаться со своими прихожанами и вообще другими мусульманами. Возможно, было бы необходимо создать общую сеть для всех татарстанских мухтасибатов наподобие «электронного правительства Республики Татарстан», где у каждой крупной мечети, прихода и мухтасибата была бы своя страничка с новостями, обратной связью и прочей отчетностью.

3. Третий, возможно, самый важный, пункт заключается в пропаганде социального служения. Современному традиционному исламу жизненно необходима социальная доктрина.

Социальный вопрос – это узловой вопрос в решении проблем мусульманского радикализма. Это корень, причина того, что молодежь вступает в радикальные группы.

Мусульмане также должны внести свою весомую лепту в решение социальных проблем, которые накопились на нашей Родине. Причина этой очевидности заключается в том, что социальное служение является обязанностью каждого мусульманина: от рядовых прихожан мечетей до имамов и улемов. Укрепление веры и духовности как основы мусульманского самосознание является главным условием на пути к осознанию принципиальной необходимости социального служения.

В социальной сфере необходимо вести работу по-ступенчато:

А) В работе исламских институтов (как официальных, так и гражданских объединений) необходимо усилить акцент на социально полезной деятельности. Таким образом, решаются, как минимум, сразу две проблемы: проблема радикализации молодежи и проблема социальной напряженности в обществе.

Б) Социальное служение, которым активнее должно заниматься официальное духовенство повышает авторитет традиционных религиозных институтов. Что также способствует противодействию радикальных настроений в мусульманской молодежной среде. Ведь именно мечети всю историю татарского народа становились местом социальной и психологической поддержки наших соотечественников.

В) Ключевыми терминами социального служения должны стать «вера» и «социальная справедливость». То есть позитивные категории, с которыми будет готов солидаризироваться не только практически любой мусульманин, но которые будут позитивно восприниматься в российском обществе в целом. Ведь сейчас нашему обществу крайне необходимо возвращение нравственных основ жизни общества и его духовного оздоровления. Как показывает практика этого можно достичь, в том числе посредством социального служения.

Г) За всеми более или менее крупными мечетями и мусульманскими центрами и объединениями Татарстана, помимо ритуально-культовой службы, должны быть закреплены определенные сферы и направления социально полезной деятельности.

Такая специализация наиболее крупных мечетей и других мусульманских центров поможет, с одной стороны, государству в решении социальных проблем, а с другой – должна вернуть в наше общество здоровое духовное начало и отвлечь, в том числе и тех, кто имеет потенциальные склонности к радикальным настроениям от политизации и направить их силы в созидательное русло. Ключевая характеристика здесь: поворот от политизации к социализации мусульманских общин и мечетей.

Важно осознание того, что институт официального духовенства может активно участвовать в решении социальных проблем. В Татарстане 45 мухтасибатов в ведении которых находятся десятки и даже сотни мечетей, которые объединяют вокруг себя множество людей (имамов, прихожан). Сложно представить себе в Татарстане другую более распространенную и укоренную сеть, нежели мечети. Поэтому необходимо данную всеохватность и потенциал использовать в интересах общества, в решении социальных проблем. Каждый мухтасибат мог бы взять несколько основных направлений работы и распределял бы их среди своих мечетей. К примеру, один мухтасибат работал бы с наркозависимыми, с заключенными и военкоматами, другой мухтасибат основной акцент в своей социальной работе сделал бы на помощи инвалидам по слуху, трудным подросткам и многодетным семьям, а третий мухтасибат бы занимался волонтерской работой по уборке городских парков, помощи одиноким пенсионерам, сиротам и инвалидам войны. В таком большом городе как Казань специализация могла бы коснуться каждой из 50-ти мечетей.

И речь идет не о проведении единичных благотворительных акциях, а постоянной работе с разными социально обездоленными группами населения.

Д) Центральными темами в официальной мусульманской риторике в нашей стране должны стать не политические вопросы ислама, а его социально-полезного потенциала.

Это важно, потому что протестные и радикальные настроения среди религиозной молодежи получают популярность ввиду обостренного чувства справедливости (в том числе социальной) и как реакция на нерешенные проблемы современного общества. Занять эту молодежь и направить их силы и энергию в созидательное русло является ключевой задачей. Социальная работа является в этом контексте наиболее верным способом предоставлении альтернативы от вовлечения в деструктивные течения. Эта работа должна занимать большую часть времени молодежи и духовенства, предоставляя возможность почувствовать членам уммы свою социальную значимость, ответственность и, что особенно важно, востребованность.

Е) В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки доктрины социального служения мусульман Татарстана, которая соответствовала бы повестке дня нашего общества, то есть формировалась бы на основании тех проблем и вызовов, с которыми столкнулась наша страна.

Может возникнуть вопрос: почему нам необходима своя доктрина социального служения, разве может она отличаться от социальной доктрины мусульман всего остального мира? Безусловно, в базовых вещах все мусульмане мира едины, однако в каждом уголке планеты существуют свои культурные и социальные факторы, влияющие на состояние мусульман и всего общества.

Илдар Баязитов

Последние новости

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения?

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения? Будет ли такое омовение...

14 марта 2016 года 17:24

"Эти суры словно два облака, между которыми сверкает луч света"

Наввас Бин Сам’ан (радыяллаху 'анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Судный день...

09 марта 2016 года 13:51

Если знать, как милосерден к человеку Создатель, то богобоязненность появится сама собой...

«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и страшатся Его, — именно они обретут...

12 февраля 2016 года 10:50

История фикха и ханафитский мазхаб

Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий...

05 февраля 2016 года 10:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей