Анонс новой книги

02 июля 2013 года 14:18
Анонс новой книги

Предлагаем вашему вниманию Введение из книги «Социальное служение ислама», автором которой является заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ, имам-хатыйб мечети «Сулейман» Илдар хазрат Баязитов, который имеет богатый опыт в сфере реализации социальных проектов. Мечеть, которую он возглавляет, известна тем, что там периодически проходят реабилитацию незрячие и слабовидящие люди. Илдар хазрат Баязитов за свою социальную деятельность неоднократно был отмечен разными наградами. В 2008 году мечеть «Сулейман» вошла в рейтинг лучших организаций России в области добровольчества, выиграв в номинации «Добровольчество в религиозных организациях» получив награду от Госдумы РФ.

Надо отметить, что эта пока первая и единственная мусульманская организация, получившая такую награду. Весной этого года Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров  лично вручил «Благодарственное письмо» Илдар хазрату за реабилитацию инвалидов по зрению.

Как замечает автор в своей работе, крупнейшие общины и мечети Татарстана необходимо ориентировать в сторону социальной работы. Так как благодаря этому может начаться духовное оздоровление общества, возвращение тех нравственных основ, без которых невозможно дальнейшее его развитие.

Введение

Ислам это религия милосердия и любви к ближнему, именно этот факт является причиной того, что люди обращаются к исламу как источнику духовности и справедливости. 

Российское, как и любое другое современное общество, имеет сейчас множество социальных проблем, которые требуют решения. Поэтому независимо от национальной, конфессиональной и какой-то другой социальной принадлежности все граждане страны должны принимать участие в работе по достижению общественной стабильности.

Данная книга посвящена теме социального служения такой традиционной для России конфессии как ислам. Сегодня на фоне попыток придать исламу политический смысл, который предпринимают различные идеологи и религиозные партии, актуализация социального служения получает особое значение. Как известно политика это борьба за власть, поэтому она всегда сопровождалась и будет сопровождаться методами и технологиями, которые ставят под угрозу принципы веры и противоречат моральным основам ислама. Нельзя допустить, чтобы политическая деятельность вредила духовности и нравственности, поэтому социальное служение является наиболее важной задачей не только мусульманского духовенства и исламских организаций, но и каждого мусульманина.

Политизация негативно сказывается и на образе ислама, поскольку выставляет нашу религию как конфликтную идеологию. Однако ислам в своей сути не только не конфликтен, но и не является идеологией, ислам это религия, это истина, это вся человеческая жизнь. Поэтому политизация ислама это его вургализация, превращение истины в прикладной метод удовлетворения амбиций отдельно взятых личностей и групп это упрощение сути и смысла ислама.

Именно любовь к своим ближним является для мусульманина естественным состоянием. Через служение обществу мусульмане могут реализовывать свое призвание и потенциал в этой жизни. К сожалению, последние годы те, кто пытаются политизировать ислам, сформировали порой негативный образ нашей религии в глазах всего остального общества. И это касается не только нашей страны, это глобальная проблема, над решением которой в меру своих возможностей должен работать каждый мусульманин.

В период больших трансформаций нашего общества социальное служение становится одной из основных задач религиозных организаций страны, а также фактором, объединяющим и стабилизирующим российское общество, способствующим межконфессиональному миру и взаимопониманию.

Совершенно очевидно, что мусульмане также должны внести свою весомую лепту в решение социальных проблем, которые накопились на нашей Родине. Причина этой очевидности заключается в том, что социальное служение является обязанностью каждого мусульманина: от рядовых прихожан мечетей до имамов и улемов (мусульманских ученых). Укрепление веры и духовности как основы мусульманского самосознание является главным условием на пути к осознанию принципиальной необходимости социального служения.

На данном этапе в работе исламских институтов, как официальных, так и гражданских объединений, необходимо усилить акцент на социально полезной деятельности. Таким образом, решаются, как минимум, сразу две проблемы: проблема радикализации молодежи и проблема социальной напряженности в обществе. Кроме того, социальное служение, которым активнее должно заниматься официальное духовенство повышает авторитет традиционных религиозных институтов. Ведь именно мечети всю историю татарского народа становились местом социальной и психологической поддержки наших соотечественников.

Современная политика социального служения должна строится на взаимодействии государства и исламского сообщества и должна базироваться на известном принципе soft power, то есть «мягкой силы», которая предполагает добровольное участие всех заинтересованных лиц в популяризации того или иного проекта. Именно мягкое, но продуманное и целенаправленное участие государства в сочетании с предоставлением определенных свобод и пространства для гражданских инициатив может стать лучшим инструментом совместной реализации проекта социального служения и сбалансированного развития мусульманского сообщества страны. Под сбалансированностью я имею ввиду социальную бесконфликтность и лояльность (то есть законопослушность) государству как высшему политическому институту общества. Более того, пришло время думать не только о бесконфликтности, но и о пользе, которую может принести мусульманское сообщество государству и обществу. Например, в совместном решении многих социальных проблем, которые в нашем социуме имеются.

Ключевыми терминами социального служения должны стать «вера» и «социальная справедливость». То есть позитивные категории, с которыми будет готов солидаризироваться не только практически любой мусульманин, но которые будут позитивно восприниматься в российском обществе в целом. Ведь сейчас нашему обществу крайне необходимо возвращение нравственных основ жизни общества и его духовного оздоровления. Как показывает практика этого можно достичь, в том числе посредством социального служения. 

За всеми более или менее крупными мечетями и мусульманскими центрами и объединениями Татарстана, помимо ритуально-культовой службы, должны быть закреплены определенные сферы и направления социально полезной деятельности.

Такая специализация наиболее крупных мечетей и других мусульманских центров поможет, с одной стороны, государству в решении социальных проблем, а с другой – должна вернуть в наше общество здоровое духовное начало и отвлечь, в том числе и тех, кто имеет потенциальные склонности к радикальным настроениям от политизации и направить их силы в созидательное русло. Ключевая характеристика здесь: поворот от политизации к социализации мусульманских общин и мечетей.

Таким образом, центральными темами в официальной мусульманской  риторике в нашей стране должны стать не политические вопросы ислама, а его социально-полезного потенциала.

Это важно, потому что радикальные настроения среди религиозной молодежи получают популярность ввиду обостренного чувства справедливости (в том числе социальной) и как реакция на нерешенные проблемы современного общества. Занять эту молодежь и направить их силы и энергию в созидательное русло является ключевой задачей. Социальная работа является в этом контексте наиболее  верным способом предоставлении альтернативы от вовлечения в деструктивные течения. Эта работа должна занимать большую часть времени молодежи и духовенства, предоставляя возможность почувствовать членам уммы свою социальную значимость, ответственность и, что особенно важно, востребованность.

Крупнейшие общины и мечети Татарстана необходимо ориентировать в сторону социальной работы, именно благодаря этому может начаться духовное оздоровление нашего общества, возвращение тех нравственных основ, без которых невозможно наше дальнейшее развитие.

Это важно, поскольку заниматься социальной работой и благотворительностью невозможно машинально без полной отдачи этой деятельности. Во-первых, люди чувствуют насколько искренне те, кто занимаются благотворительностью. Во-вторых, сама специфика социального служения предполагает, что серьезно и целенаправленно ей могут заниматься только те, кто испытывает в этом душевную необходимость. Организация единичных благотворительных акций не может быть названа полноценной социальной работой. Крупные акции важны, но еще большее значение имеет та работа, которая ведется в промежутках между мероприятиями.

В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки доктрины социального служения мусульман Татарстана, которая соответствовала бы повестке дня нашего общества, то есть формировалась бы на основании тех проблем и вызовов, с которыми столкнулась наша страна.

Может возникнуть вопрос: почему нам необходима своя доктрина социального служения, разве может она отличаться от социальной доктрины мусульман всего остального мира? Безусловно, в базовых вещах все мусульмане мира едины, однако в каждом уголке планеты существуют свои культурные и социальные факторы, влияющие на состояние мусульман и всего общества.

Важно осознание того, что институт официального духовенства может активно участвовать в решении социальных проблем. В Татарстане 45 мухтасибатов в ведении которых находятся десятки и даже сотни мечетей, которые объединяют вокруг себя множество людей (имамов, прихожан). Сложно представить себе в Татарстане другую более распространенную и укоренную сеть, нежели мечети. Поэтому необходимо данную всеохватность и потенциал использовать в интересах общества, в решении социальных проблем. Каждый мухтасибат мог бы взять несколько основных направлений работы и распределял бы их среди своих мечетей. К примеру, один мухтасибат работал бы с наркозависимыми, с заключенными и военкоматами, другой мухтасибат основной акцент в своей социальной работе сделал бы на помощи инвалидам по слуху, трудным подросткам и многодетным семьям, а третий мухтасибат бы занимался волонтерской работой по уборке городских парков, помощи одиноким пенсионерам, сиротам и инвалидам войны. В таком большом городе как Казань специализация могла бы коснуться каждой из 50-ти мечетей.

Необходимо иметь ввиду, что ориентация на социально полезную работу должна происходить не только в официальных мусульманских структурах, но и в различных гражданских объединениях мусульман, то есть низовой самоорганизации. Активное развитие именно этого сегмента исламского сообщества является принципиально важным.

Речь идет о гражданских инициативах по созданию различных фондов и общественных объединений, ставящих своей целью социально полезную работу. Примеров такой деятельности уже предостаточно. Как в Татарстане, так и по всей России множество благотворительных фондов и прочих гражданских объединений, который накопили большой опыт в организации подобной деятельности. Среди них казанские организации Исламский дом «Жемчужина веры» и национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм», а также московский фонд «Солидарность».

Поддержка и не противодействие гражданским инициативам в таком русле имеет стратегическое значение. Поскольку, как уже было отмечено выше, инициатива по социально значимой работе может стать каналом реализации энергии мусульман (особенно молодых) в созидательном русле.

Инициатива снизу на основе самостоятельного финансирования своих проектов, решения многочисленных организационных вопросов является платформой для созидательного самовыражения современной мусульманской молодежи. Такой подход может стимулировать и возрождение национальной благотворительности. Это может выражаться как в самостоятельном финансировании своих проектов молодыми мусульманскими предпринимателями, так и в поддержке их инициатив со стороны национально ориентированного бизнес-сообщества.

Если вспомнить историю, то именно татарские купцы и промышленники, как принято сейчас говорить, предприниматели, строили мечети, медресе, финансировали издания книг, поддерживали талантливых шакирдов и имамов, а также помогали социально обездоленным слоям татарского общества. Это естественное состояние уммы — когда сами мусульмане берут на себя полную ответственность. При такой ситуации проблема экстремизма и нетрадиционных течений также отпадет сама собой, так как сложно себе представить ситуацию, при которой успешные бизнесмены, которые ведут свое дело в этой стране и связывают с ней свое будущее, будут сознательно спонсировать экстремистов и залетных сектантов. Это просто не в их интересах.

Социальное служение вовсе не является чем-то новым и оригинальным для нашего народа, поскольку, как было отмечено выше, до революции 1917 года благотворительность и вообще социальная работа являлись естественным состоянием татарской уммы. Поэтому сейчас речь идет о  возрождении тех богатых традиций социального служения, которые всегда были у татар. Да и вообще вся история ислама с момента возникновения нашей религии и до наших дней пример того, что работа на пользу общества, милосердие и любовь к своим ближним, является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый раз, бывая в мусульманских странах в различных уголках мира, удивляешься насколько высоко там поставлена благотворительная работа – от работы вакфов (мусульманских благотворительных фондов) до частных инициатив рядовых мусульман. В мусульманских странах даже нет необходимости в сиротских домах и домах престарелых, поскольку отдать своих родственников (даже дальних) в детдом или дом престарелых является позором для мусульманских семей. Именно такой уклад жизни традиционно был и в татарском обществе, обеспечивая стабильности нашего социума и его развитие.

Поэтому сейчас мусульманским организациям Татарстана, как и всей России, необходимо осознать важность социального служения и приложить серьезные усилия для восстановления той роли, которую данная деятельность играла в прежние времена. Ведь если мы говорим о традиционном исламе, то именно такая форма и являлась традиционной для татарской исламской жизни до революции, в период с конца XVIII по начало XXI веков. Поскольку к концу XVIII – началу XIX веков имперская власть поняла, что с татарами с позиции силы разговаривать бесполезно. Поэтому, несмотря на попытки грубого вмешательства в татарскую жизнь со стороны черносотенных мракобесов и агрессивных миссионеров, которые, по сути, и довели страну до катастрофы 1917 года, для татарского ислама в XIX столетии было характерно соседство официального духовенства с собственной низовой самоорганизацией, которая выстраивалась снизу и самостоятельно обеспечивала потребности уммы. Такой продуманный баланс, по сути, и являлся причиной успехов татарского общества того времени. С одной стороны, татары гарантировали свою полную лояльность государству, в том числе и в вопросах религии через функционирование Оренбургского магометанского собрания. С другой стороны, государство не вторгалась в низовую жизнь татарского общества, предоставляя ему возможность для свободной самоорганизации (система махалли). Следствием этого стало то, что благодаря своей национальной буржуазии татары строили мечети, медресе, создавали издательства и выпускали книги и газеты, обеспечивали социальную стабильность своего сообщества и, как итог, дали миру целую плеяду выдающихся богословов, писателей и философов. Официальное указное духовенство признавалась народом, одновременно в управлении махаллей принимали активное участие все члены общин. Особую роль в этом процессе играли татарские купцы и промышленники. Социальная ответственность у татарских купцов была большая, их наследие до сих живо в тех мечетях, медресе, которые они строили, а также в творчестве писателей, богословов и поэтов, которых они финансово поддерживали.  

На данном этапе важно понять, какая форма взаимоотношения государства и религиозных общин является одновременно как традиционной, так и эффективной для нашей страны. Самое лучшее, что мы можем взять из истории взаимоотношения российского государства и его мусульманского населения – это сочетание организационного единства мусульман с предоставлением возможности для самоорганизации на низовом уровне (махалля).

Самый главный козырь в пользу такой формы взаимоотношения государства и мусульманского сообщества на современном этапе – это исторический факт ее эффективности. Именно в период между концом XVIII и началом XX вв., когда было реализована описанная форма взаимоотношений, появились все выдающиеся татарские богословы и ученые, которыми мы сейчас так гордимся, именно в тот период в татарской среде не были популярны радикальные и, как принято сейчас говорить, сепаратистские настроения. Это лучший пример толерантного и бесконфликтного ислама за почти 500 лет пребывания тюрко-мусульман в российском государстве. Такой подход оказался выгоден как государству, для которого татары стали верными гражданами, помогая империи, например, осваивать Среднюю Азию, и соответственно самому исламу и татарам, так как именно этот период мы считаем золотым веком татарской богословской мысли и вообще национальной татарской жизни.

Хотя, конечно, и в то время в империи находились силы, которых крайне не устаивала успешность «татарского ислама», его прогрессивность и конкурентоспособность и которые мечтали о реализации реакционного миссионерского проекта. Силы, которые по причине своей недальновидности пытались задушить исламскую жизнь татар, пытались их стравить. То есть, по сути, поссорить татар с российским государством, спровоцировав очередной виток миссионерского похода и репрессий. Однако история расставила все на свои места, теперь мы знаем необоснованность таких обвинений. Поэтому опыт наших предшественников нам необходимо внимательно изучить и максимальным образом использовать на благо новых поколений.

Данную книгу можно воспринимать как программу социального служения ислама у татар, то есть традиционного ислама ахлю-сунна ва джамаа. В этой работе читатель сможет узнать историю социального служения в исламе, опыт зарубежный стран в этом вопросе, также данная работа содержит в себе немало практических рекомендаций по работе с различными группами обездоленных и нуждающихся членов нашего общества.

Последние новости

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения?

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения? Будет ли такое омовение...

14 марта 2016 года 17:24

"Эти суры словно два облака, между которыми сверкает луч света"

Наввас Бин Сам’ан (радыяллаху 'анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Судный день...

09 марта 2016 года 13:51

Если знать, как милосерден к человеку Создатель, то богобоязненность появится сама собой...

«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и страшатся Его, — именно они обретут...

12 февраля 2016 года 10:50

История фикха и ханафитский мазхаб

Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий...

05 февраля 2016 года 10:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей