Куда движется исламское образование в Татарстане?

18 июня 2013 года 17:13
 Куда движется исламское образование в Татарстане?

С начала 90-х годов прошлого столетия в Татарстане произошел исламский ренессанс. Появилось большое количество мечетей и медресе. Если в то время медресе отвечали запросам общества, то в настоящее время они нуждаются в качественном изменении вектора или, говоря проще, они должны перейти на качественно новый уровень. 2012-2013 учебный год для мусульманских образовательных учреждений выдался весьма интенсивным и многообещающим. В некоторой степени его можно ознаменовать как переломный.

Начнем по порядку со средне-профессионального религиозного образования. Во-первых, можно с уверенностью сказать (об определении вектора развития мы писали и раньше), что определился вектор развития средне-профессиональных медресе.

Еще в начале учебного года некоторые СМИ писали о том, что количество поступающих в медресе сильно сократилось. Действительно, некоторые медресе продлили приемную комиссию, однако если посмотреть по статистике, число поступивших на 1 курс (очного, заочного, вечернего) составляет порядка 1200 человек, что составляет почти половину от всех учащихся (общее количество всех учащихся составляет 3-3,5 тыс.). Можно взять только очное (дневное) отделение, на котором обучаются 376 человек. Безусловно, цифры нужны, однако не стоит за ними гнаться. По мнению экспертов в области образования, исламское образование занимает особую нишу в образовательном пространстве России. В этом плане у исламского образования, можно сказать, нет конкурентов.

Инновационным внедрением стало создание Духовным управлением мусульман РТ в 2012 году УМО (Учебно-методического объединения), которое является координационным центром и объединяет вокруг себя все мусульманские образовательные учреждения РТ. Председателем УМО является ректор РИИ Мухаметшин Р.М. Основная работа УМО- это создание единого религиозного стандарта для средне-профессионального и начального мусульманского образования в Татарстане с учетом специфики каждого медресе. В работу привлечены представители всех медресе РТ, министерства образования и науки РТ, ученые и эксперты. На сегодняшний день прошло несколько совещаний рабочей группы УМО. По итогам первого заседания рабочей группы были приняты решения о параметрах уровней системы мусульманского образования Татарстана. Средне-профессиональное религиозное образование было разделено на 3 уровня: начальное, базовое и повышенное, которое разделяется между собой по объему часов. Также были определены приоритеты между базовыми предметами и вариативными, а также их расчасовка, координируясь со всеми уровнями, что позволит создать преемственность. Думается, что даже сам процесс выработки единого стандарта, где собираются представители всех медресе РТ, анализ ситуации даст серьезные результаты и позволит выработать механизмы преемственности мусульманского религиозного образования, которые пока остаются весьма расплывчатыми.

В какой-то мере УМО позволило определить приоритеты в исламском образовании РТ. Это понимают сами директора и преподаватели медресе, что уже очень хорошо. Но проблемы все же остаются, и разом все решить практически невозможно. Для этого требуется определенное время. Безусловно, найдется немало критиков, которые скажут, что все плохо. Но после этапа возрождения религии в обществе прошло совсем ничего, около 20 лет. С учетом данных обстоятельств, за такой короткий промежуток времени уже проделано многое.

А теперь касательно выпускников. В 2013 (учитывая все отделения) медресе окончили 300 шакирдов. Из них 66- очное отделение. Стоит отметить, что в этом году Центр по подготовке хафизов Корана при РИИ выпустил 4 хафиза. Около половины выпускников (30 человек) уже идут работать религиозными деятелями, из них 12 по Татарстану, остальные в другие регионы РФ и СНГ, так как Казань является центром мусульманского образования и сюда стекаются учащиеся со всей России и даже зарубежья. Часть продолжает свое образование дальше. Возвращаясь к переломному моменту, нужно особо отметить, что впервые в истории ДУМ РТ осуществляется выдача подъемных грантов для поддержки молодых имамов и преподавателей медресе в размере 180 тыс. руб.  29 мая из рук муфтия РТ Камиль хазрата Самигуллина 12 выпускников получили сертификаты на грант и были направлены в махалли.

А теперь немного о курсах повышения квалификации религиозных деятелей и преподавателей духовных образовательных учреждений при РИИ. Напомним, что Центр начал свою деятельность в 2011 году и в прошлом году, там прошли обучение 184 религиозных деятеля. В этом году обучение прошли (начиная с октября 2012 года) 112 имама из 11 районов (Новошешминский, Альметьевский, Пистречинский, Кукморский, Актанышский, Аксубаевский, Нижнекамский, Рыбнослободский, Вехнеуслонский, Спасский, Тетюшский). В начале учебного года повысили свою квалификацию 35 преподавателей медресе. Также Центром были организованы курсы с привлечением авторитетных зарубежных лекторов по Ханафитскому мазхабу (11.03.2013 по 14.03.2013), на которых прошли обучение около 30 имамов из различных районов РТ. Общее количество прошедших обучение составляет 177 человек.

Также есть большая потребность в повышении квалификации преподавателей религиозно- образовательных курсов при мечетях, где преподают свыше 900 мугаллимов. Для чего необходимо вести работу по расширению работы данного Центра, а также организации выездных курсов.

Невозможно обойти финансовую составляющую духовных образовательных учреждений (медресе). В этом году каждое медресе будет получать как базовое, так и вариативное финансирование от ДУМ РТ, что позволит существенным образом поднять качество исламского образования и обеспеченность кадрами. Вариативная часть прикреплена к определенным показателям, исходя из которых, будет происходить начисление баллов.  По мере возможности медресе РТ будут обеспечиваться учебной литературой и техническими средствами, которые необходимы для учебного процесса.

Также приятной новостью стало то, что муфтий РТ Камиль хазрат предложил проект создания «Онлайн медресе» в сети Интернет. Сегодня это очень актуально. Данный проект должен в какой-то мере решить проблему дистанционного обучения, о котором многие говорят.

Если посмотреть на ту картину, которая складывается по исламскому образованию в РТ, можно сказать, что тенденция очень позитивная.

Айдар Карибуллин

Последние новости

30 важных фактов о детстве Пророка Мухаммада (ﷺ)

1) Имена: Мухаммад, Ахмад, Махмуд, Мустафа. 2) Прозвища: «Абуль-Касым» Отец Касыма (по имени...

18 июля 2016 года 14:15
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей