Руководство Кудури

08 апреля 2013 года 12:14
Руководство Кудури

Ханафитский мазхаб – это не просто модная фраза, которую используют в своих речах сторонники так называемого традиционного ислама. Это фундаментальная школа, учение которой описано в фундаментальных источниках.

Первые фундаментальные труды по мусульманской юриспруденции (фикху) различных мазхабов начали появляться в начале II в конце III веков по Хиджре. В данных книгах рассматривались различные темы, построены они были в виде вопросов и ответов. В ханафитском мазхабе к подобным книгам мы можем отнести труд имама Мухаммада «Аль Асль», эта книга содержит в себе мнения Абу Ханифы, Абу Юсуфа и самого автора. У маликитов подобной книгой является «Мудаввана», а у шафиитов «Умм».

Затем начали появляться фундаментальные тексты, которые были упорядочены по главам и темам, они в основном состояли из мнений имамов мазхаба, а иногда из мнений поздних ученых мазхаба. Подобные книги были короткими, чтобы их легче было заучить желающему. Далее на данные книги было написано множество различных толкований.

Ученые ханафитского мазхаба, жившие после VIII века, выделяли книги четырех ученых: Мухтара, Канза, Викая, Маджмауль Бахрейна. Последующие ученые же делали упор на три книги: “Викая”, “Канза”, “Кудури”.

Мы видим, что ученые нашего мазхаба всегда опирались на пять фундаментальных текстов (“Кудури”, “Мухтар”, “Канз”, “Викая”, “Маджмауль Бахрейн”).

«Мухтасар аль Кудури»

Итак, поскольку книга «Мухтасар аль Кудури» («Руководство аль Кудури») является самой ранней среди пяти вышеперечисленных, мы начнем с нее.

Ахмад бин Мухаммад Абульхусейн аль Кудури (428/1037). Его книга охватывает около 12.000 вопросов (тем). Так же, как и другие классические книги, она разделена на разделы по темам (например, книга намаза, книга поста и т.д.) и главы. Данный труд начинается с книги очищения и завершается книгой о наследственном праве.

Книга не делает упор на доказательную базу, и в ней не приводятся мнения других мазхабов, в основном в ней  представлено мнение Абу Ханифы, а затем  мнения имама Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани (два ученика Абу Ханифы).

Если провести небольшое расследование и попытаться выяснить, на какие же книги опирался имам Кудури в написании этого труда, то мы найдем упоминания о том, что отчасти он обращался к книге «Мухтасар Абуджафара ат-Тахави» (321/933). А также велика вероятность, что он воспользовался трудом, руководством Абульхасана аль-Кархи (340/951), ибо перу имама Кудури принадлежит толкование на эту книгу. В начале толкования он приводит слова Абу али аш-Шаши, который являлся учеником аль-Кархи: «Выучивший эту книгу вберет в себя наш мазхаб, а тот, кто понял эту книгу – лучше понял этот мазхаб».

Порядок, метод подачи и богатство материалов, отраженных в книге Кудури, сделало ее настольной книгой ханафитов. Также нужно отметить, что «Мухтасар Кудури» послужил источником для многих последующих книг. Например, ученый Аляутдин ас-Самарканди (539/1144) решил написать свою книгу «Тухватуль Фукаха», чтобы  разобрать вопросы, не упомянутые Кудури, и раскрыть трудные для  понимания места.

Бурханутдин Маргинани (593/1197) написал свою известнейшую книгу «Хидая», также опираясь в том числе и на книгу «Мухтасар Кудури». Также книга «Викая» Махмуда бин Ахмада (673/1274) является сокращенным матном «Хидая», следовательно, среди ее источников также присутствует книга «Мухтасар Кудури».

Автор Ибн ас-Саатаи (693/1294)  в начале своего труда «Маджмауль Бахрейн» упоминает, что при его написании он опирался на «Мухтасар Кудури» и «Манзуматун Насафия», автором которой является Абухафс Умар бин Мухаммад ан-Насафи (537/1132). В этой книге приводятся мнения различных имамов мазхабов, в частности, различия между мнениями имамов Малика и Шафии.

Как нам всем становится ясно, книга «Мухтасар Кудури» оказала огромное влияние на все последующие книги ханафитского мазхаба, и ее по праву можно назвать фундаментальной книгой мазхаба Абу Ханифы.

«Мухтасар Кудури» была издана большое количество раз, на него есть несколько десятков толкований, и самое первое из них было сделано его учеником по имени Акта (474/ 1081). На данный момент это толкование еще не издавалось, оно существует лишь в рукописном варианте и, по моим данным, его готовят к изданию. Самым же распространенным толкованием к этой книге является «Аль Любаб фи шархиль китаб», автор которого Абдульган аль Гунейми (1298/1881), он был учеником самого Ибн аль-Абидина (потомок пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба).

Инша Аллах, в следующих статьях я постараюсь рассказать и о других фундаментальных книгах нашего мазхаба. Мои уроки по «Мухтасару Кудури» вы можете прослушать на сайте darulfikr.ru

И. о. председателя ЦРО-ДУМ РТ,

Камиль хазрат Самигуллин

Последние новости

Нужно ли поднимать руки в намазе до и после поясного поклона?

Необходимо ли поднимать руки (раф’уль-ядейн) в намазе, до и после поясного поклона (руку’) и вставая...

18 апреля 2016 года 13:53

Как правильно совершать дуа?

Как правильно совершать дуа? Нужно ли поднимать руки во время мольбы и после проводить ими по лицу...

18 марта 2016 года 10:25

Разрешено ли употреблять в пищу конину?

Разрешено ли употреблять в пищу конину? Просто я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть...

14 марта 2016 года 17:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей