Межконфессиональный диалог как фактор общественной стабильности

27 декабря 2012 года 15:04
Межконфессиональный диалог как фактор общественной стабильности

Выбранная тема сегодняшней конференции особенно актуальна в свете последних событий в РТ, а именно убийства начальника отдела образования ДУМ РТ Валиуллы хазрата и покушение на муфтия РТ Илдус хазрата. Моя тема доклада – это попытка рассмотреть данную проблему с религиозной точки зрения…

Всем известно, что стабильное развитие общества обеспечивается не только экономическим ростом и военной мощью страны, оно во многом определяется пластом  неповторимых культурных и традиционных ценностей, составляющих сокровищницу нации. Несомненно, что идеи мира и согласия, которые несут в себе все религии,  являются универсальными, и, не смотря на исторические коллизии, выступают залогом конструктивного диалога культур.

 Сегодня все отчетливее проявляется тенденция, когда наиболее дальновидная часть духовенства ставит на повестку дня вопрос об организации на постоянной основе диалога между конфессиями, чему и посвящена эта конференция.

Они вполне справедливо рассматривают такой диалог не столько как способ обмена мнениями, но и как средство выработки цивилизованных форм межконфессиональных взаимоотношений, которые открывают путь для успешного сотрудничества по решению  острых проблемх, волнующих общество.

При этом принципиально важную роль в формировании толерантной среды в мусульманском обществе, безусловно, играет исламское образование. На сегодняшний день вопрос повышения уровня подготовки духовенства в области межкультурной коммуникации требует особого внимания. В первую очередь необходимо усилить профилактическую  и пропагандистскую работу в молодежной среде, ориентированную на формирование личности открытой к восприятию «других» конфессий, терпимому восприятию, сложившемуся в России многообразию культур и предупреждению конфликтов,  которые, к сожалению, нередко возникают на почве этнокультурных различий, что позволит получить опыт разрешения конфликтов ненасильственными средствами.

  Новым стратегическим направлением работы мусульманского духовенства  должно стать перенесение в более широкий контекст религиозной практики мусульман через сотрудничество верующих как проявления толерантности и цивилизованного ведения межконфессионального диалога.

Историческая память представленных в России этноконфессиональных групп основывается на убеждении в том, что человеческая жизнь и свобода являются высшими ценностями. В условиях все возрастающего этнического и религиозного многообразия следует строго придерживаться правовых средств и механизмов, которые обеспечат мирное сосуществование наций и не допустят проявлений  религиозного экстремизма.

На протяжении столетий ведущие мировые конфессии, представленные в России, вырабатывали собственные подходы во взаимодействии с представителями иных воззрений. Посредством прямого диалога между общественными объединениями, властью и верующими необходимо создать условия для осознания общих для всех ценностей.

         Известно, что представители молодого поколения, будучи идейно незрелыми, подвержены самым разным влияниям, в том числе агрессивного характера. Среди факторов, способствующих возникновению крайних настроений  в их среде, можно отметить расслоение общества, социальную несправедливость, безработицу, отсутствие  идеологических ориентиров. В силу этого  уже сейчас необходимо осуществлять профилактическую деятельность, не дожидаясь, когда эпизодические проявления молодежного радикализма приобретут  характер экстремизма. В зоне особого внимания, при этом, должна быть возрастная группа от 14 до 20 лет. Пробуждая позитивный интерес к представителям разных этносов и конфессий, их самобытности, мы тем самым формируем понимание и, что более значимо, принятие многообразия культур, и в целом интегрируем молодых в современное общество. Это позволит эффективно противодействовать нарастанию идей религиозной нетерпимости, экстремизма и шовинизма,  и сохранить межконфессиональное сотрудничество.

Я уверен, что польза от систематического диалога между религиями принесет свои плоды:

- устранит и сгладит межрелигиозные противоречия, которое положительно скажутся на национальных отношениях и в целом  обеспечат социально-политическую стабильность;

-  поможет обществу осознать, что реальные причины, религиозно-политического экстремизма и международного терроризма бессмысленно искать в религиозном учении. При этом будет облегчен поиск подлинных причин таких явлений, а, следовательно, станет более эффективной борьба с ними.

Многие ошибочно считают, что ислам нетерпим к другим религиям, но это не так. Подтверждение этому служит жизнь пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), полная многочисленных примеров толерантности к немусульманам: «Вам ваша вера, мне – своя» (Сура «Неверные»).

Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) жители Аравийского полуострова исповедовали различные верования. Чтобы понять и по достоинству оценить терпимость пророка (да благословит его Аллах и приветствует), рассмотрим период его жизни после переселения в Медину. В тот период ислам стал официальной религией, а пророк получил полномочия устанавливать законы.

Лучшим проявлением терпимости пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) может служить Мединское соглашение – Сахифа. Когда посланник Аллаха переселился в Медину, он перестал быть просто религиозным предводителем, ему предстояло стать политическим лидером целого государства, правящим согласно учению ислама, а значит, требовалось установить четкие нормы, способствующие становлению гармоничных и стабильных отношений в обществе, разрозненном десятилетиями войн. Посланник Аллаха должен был обеспечить мирное сосуществование мусульман, христиан, иудеев и многобожников. Так появилось Мединское соглашение, которое, по сути, представляло собой Конституцию возникшего исламского государства, и было написано для всех, и отклонение от его пунктов считалось вероломством и предательством.

Первый пункт соглашения гласил, что жители Медины являлись «единой общиной (уммой), отличной от других людей» не зависимо от вероисповедания, расы или происхождения. Исповедующие иную веру были защищены так же, как мусульмане: «Иудеям, которые последуют за нами, не будет причинен вред, а их врагам не будет оказана помощь». Ранее каждое племя имело союзников и врагов в городе Медина, а также за ее пределами. Пророк объединил племена под единой системой управления, которые стали единым целым. Любое нападение на какую-либо религию или племя расценивалось как нападение на все государство.

Жизни  представителей иных вероисповеданий также получили защитный статус: «Кто убьет человека, заключившего договор с мусульманами, никогда не ощутит запаха Рая» (Сахих Муслим).

Поскольку власть оказалась в руках мусульман, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со всей строгостью предостерег против неподобающего отношения к людям другой веры: «Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно, или отбирает что-либо из их собственности, — я буду свидетельствовать против того в Судный день» (Абу Дауд).

Еще один пункт соглашения утверждает: «У иудеев своя религия, у мусульман – своя». Становится ясно, что единственно приемлемое отношение между представителями разных религий – это терпимость. И хотя все были членами одного общества, каждый имел право свободно исповедовать свою веру.

Один из пунктов данного соглашения заслуживает особого внимания: «Если возникнет спор или конфликт, угрожающий мирному сосуществованию, следует обратиться к Господу и Его посланнику». Этот закон постановил, что все жители исламского государства должны считаться с высшим органом власти. Тем не менее, члены отдельных племен (немусульмане) могли обращаться к своим писаниям и знающим людям среди них для решения внутренних вопросов. Аллах Всевышний говорит в Коране: «…Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них…» (Коран 5:42).Таким образом, мирное сосуществование членов общества является государственным приоритетом.

Это лишь некоторые примеры терпимого отношения пророка Мухаммада к представителям иных религий: «…Нет принуждения в религии…» (Коран 2:256).

За долгие века противостояния религий сформировалась конфронтационная психология, в плену которой продолжают находиться многие люди. Сила стереотипов конфликтного мышления столь велика, что для ее преодоления требуется большая и упорная работа. Необходимо сказать несколько слов и о принципах межрелигиозного диалога. Первейшим из них является принцип толерантности - терпимое отношение последователей одной конфессиональной общности к другим, строго придерживающимся своих религиозных убеждений и признание такого же права за другим участником.

Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников, которая вовсе не тождественна требованию отказа участников диалога от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Ее ценность в том, что она помогает субъектам диалога лучше уяснить взгляды друг друга, благоприятствует сопоставлению различных мнений, выявлению общих интересов и выработке согласованных мер по их реализации.

Конструктивный подход, нацеленность на позитивные результаты является еще одним необходимым принципом. Настроенные на конструктивность субъекты диалога приходят при обсуждении общих проблем к принятию взаимно приемлемых решений на компромиссной основе. Разногласия устраняются путем согласований. Компромисс возможен и необходим в вопросах, касающихся земного бытия, социально-политических установок и культурного разнообразия.

И здесь мы логично переходим к наиболее сложному принципу - отказу от критического рассмотрения вопросов вероучения (акыды). Начало полемики о преимуществах или недостатках того или иного религиозного учения означает конец диалога.

Любой диалог должен быть организован и дело это не простое. Оно особенно сложно, когда речь идет о межрелигиозном диалоге. Наличие координирующих органов и выработанных процедур усиливает надежду на регулярность проведения диалога и, что особенно важно, на его результативность.

 

(Доклад Марата хазрата Марданшина на конференции "Умеренность - добрая традиция мусульман РФ и стран СНГ")

p

Последние новости

Нужно ли поднимать руки в намазе до и после поясного поклона?

Необходимо ли поднимать руки (раф’уль-ядейн) в намазе, до и после поясного поклона (руку’) и вставая...

18 апреля 2016 года 13:53

Как правильно совершать дуа?

Как правильно совершать дуа? Нужно ли поднимать руки во время мольбы и после проводить ими по лицу...

18 марта 2016 года 10:25

Разрешено ли употреблять в пищу конину?

Разрешено ли употреблять в пищу конину? Просто я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть...

14 марта 2016 года 17:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей