МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАЧАЛЬНОМУ СЕГМЕНТУ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИИЯ

22 ноября 2012 года 14:44
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАЧАЛЬНОМУ СЕГМЕНТУ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИИЯ

Сегодня очень часто говорят о развитии исламского образования в современной России. Однако данная положительная динамика в большей степени касается профессиональной подготовки теологов и имамов. Что же касается начального исламского образования, то оно осталось в стороне от современного методологического подхода и развития, на него просто никто не обращает внимания.

На сегодняшний день состав учащихся начального уровня мусульманского образования довольно разнообразен. Всего на начальном уровне по Республике Татарстан за 2011-2012 учебный год обучалось свыше 10 тысяч человек. Если посмотреть их количество в 2010-2011 гг., то оно увеличилось почти в два раза. Учитывая, что начальное образование действует при мечетях, а их в Татарстане около 1400 и практически в половине из них ведется обучение. Самыми крупными районами по количеству учащихся можно назвать следующие: Арский (свыше 1500 человек), Бугульминский (830 человек), Набережночелнинский (2211 человек) и Казань (более 2000). В процентном соотношении женщины из числа всех учащихся составляют 65-70%, мужчины, соответственно, 30%. Количество учащихся школьного возраста (от 7 до 17) составляет 10-15%. Большинство учащихся (50%) на начальном уровне составляют мужчины и женщины от 30 до 50 лет (т.е. рабочий класс), 35% составляют люди пенсионного возраста и 15% — дети.

Также вызывает интерес преподавательский состав примечетских курсов. В 2011 году их численность составляла 920-940 человек, а к 2012 году их количество составляет около 880-890 мугаллимов по Татарстану. На данных курсах примерно преподают имамы (35-40%) и просто преподаватели (60-65%), которые получили религиозное образование в медресе или также отучились на этих же курсах. Статистика учета количества преподавателей и учащихся позволяет сделать кое-какие выводы. Первое – это то, что количество учащихся продолжает с каждым годом расти. Однако количество преподавателей остается практически таким же, а в некоторых местах даже уменьшается.

Воскресные или вечерние курсы действуют при каждой мечети и молельном доме, даже в самых отдаленных регионах. Поэтому не стоит забывать, что именно через воскресные школы и вечерние религиозные курсы проходит наибольшее количество учащихся, которые и составляют большинство мусульманской общины. Именно эти люди своим поведением и словами несут образ ислама среди немусульман, так как в отличие от выпускников профессиональных религиозных учебных заведений они не замыкаются внутри общины, а продолжают работать и учиться в так называемой светской среде.

Поэтому от уровня начального исламского образования напрямую зависит положение всего мусульманского сообщества и его образ во всем обществе. Сегодня необходимо сконцентрировать особое внимание на систематизации, унификации и внедрении новых технологий в начальное исламское образование.

Во-первых, следует четко выделить цель — воспитание верующей, высокодуховной, морально устойчивой, религиозно практикующей и социально активной личности.

Для этого необходимо передать основные положения мусульманского вероучения, религиозной практики и духовно-нравственных ценностей, а также, что немаловажно, привить в наших слушателях активную социальную позицию.

Для осуществления данной цели начальное религиозное образование должно строиться на трех основных базисах (1). Первый — обязательные религиозные дисциплины, второй — лекции по выбору, третий — организация досуга и социально-благотворительная деятельность. Рассмотрим каждый базис в отдельности.

Первый базис — это обязательные религиозные дисциплины, т. е. то, ради чего и пришел слушатель в воскресную школу. Обязательными для изучения должны стать такие дисциплины, как основы исламского вероучения (акыда), мусульманская религиозная практика (ибада), мусульманская нравственность (ахляк), основы мусульманского гражданского права (фикх муамалят), история пророков (кысас аль-анбия), биография Пророка Мухаммада (сира), чтение Корана (таджвид), изречения Пророка (хадис). По каждому предмету должны быть разработаны единые образовательные стандарты и учебные пособия, учитывающие богословско-правовые традиции России и современность. Не нужно раскрывать историю и мнения разных школ по тому или иному вопросу, эта задача должна решаться на более высоких ступенях религиозного образования.

Также нет необходимости перегружать учебный процесс чтением иностранных источников и употреблением иноязычных терминов. Напротив, необходимо использовать простые и общеупотребительные понятия, облегчать учебный процесс и привлекать современные технологии. Часто именно по причине слишком сложного, насыщенного арабизмами и неинтересного для слушателя материала наши воскресные курсы теряют до 70 % учащихся. Второй причиной оттока и неэффективности начального образования является отсутствие системного подхода к обучению. Нужно помнить, что слушатели курсов знакомы с современными достижениями педагогической науки, так как проходят или проходили обучение в светских учебных заведениях, поэтому дилетантский бессистемный подход вызывает у них отторжение.

Особое внимание в изучении предметов нужно уделить не только фактическому материалу, но возможности его практического применения в современной жизни. Так, например, при изучении истории пророков, биографии Пророка Мухаммада и его изречений необходимо научить извлекать уроки из определенных исторических событий, раскрывать возможность применения каждого хадиса в повседневной жизни человека

При изучении таких сложных дисциплин, как основы вероучения и религиозная практика важно дать только достоверные и общепризнанные факты, полезные для практической жизни верующего, не углубляясь в детали мусульманского богословия и юриспруденции. С изучением данных предметов у слушателя воскресных курсов должно сформироваться традиционное понимание шести постулатов веры, а также он должен научиться быть религиозно практичным (молиться, поститься, выплачивать закят, совершать паломничество) в современных условиях российского общества. Точно такой же принцип должен быть положен в основу изучения мусульманского гражданского права.

На уровне начального образования закладывается фундамент религиозного мировоззрения человека. Поэтому при правильном подходе человек, получивший квалифицированное религиозное начальное образование, помимо умения быть религиозно практикующим и высоконравственным в современном мире, будет иметь еще и стойкий иммунитет к различного рода сектантской пропаганде.

Второй базис, на котором, на наш згляд, должно строиться начальное исламское образование — это набор факультативных дисциплин, которые учебное заведение предоставляет на выбор учащемуся. Широкий спектр дисциплин по изучению иностранных языков (арабского, турецкого, английского) и национальных языков народов России (например, татарского) привлечет этнических мусульман в начальные религиозные учебные заведения.

Изучение русского как иностранного в совокупности с предметами первого базиса позволит адаптировать мигрантов и познакомить их с российскими мусульманскими традициями.

Еще одной задачей, которую позволит решить второй базис, является удовлетворение конкретных потребностей учащегося, а также раскрытие у него способностей к тем или иным отраслям исламских знаний, таким, например, как толкование Корана (тафсир), мусульманская философия, история ислама, история мусульманской богословской мысли в России, исламская экономика, каллиграфия и другим предметам.

В то же время факультативность ряда дисциплин позволит избежать перенасыщения учебной программы, освободит учащегося от изучения неполезных для него предметов и высвободит время и возможности для более глубокого познания интересующих его дисциплин.

Особо необходимо отметить, что по дисциплинам как первого, так и второго базиса необходимо подготовить специальные учебные пособия, ориентированные на уровень начального образования, а также учитывающие возрастные особенности учащихся.

Безусловно, что к преподаванию должны привлекаться грамотные специалисты, не просто имеющие высшее или среднее специальное исламское образование, но и умеющие грамотно и интересно изложить свой предмет, прекрасно владеющие языком, на котором ведется преподавание, а также учитывающие современную российскую специфику и богословские традиции. Помимо всего прочего, педагог религиозного учебного заведения, будучи не просто передатчиком информации, но и в большей степени воспитателем, должен обладать высокими морально-этическими качествами, олицетворяя собой пример добропорядочного мусульманина, с которого учащиеся берут пример. Руководство учебных заведений и религиозных организаций должно строго отслеживать соответствие преподавательского состава вышеуказанным характеристикам и контролировать преподавание по утвержденным учебным программам.

Так как задачей начального религиозного учебного заведения является всеобщее религиозное образование, оно не должно иметь возрастных ограничений. Поэтому важнейшим фактором при формировании учебных групп должен стать возрастной показатель. Так как уровень восприятия информации, первоначальной подготовки и занятость на основном месте работы или учебы в современных российских условиях отличается именно по данному признаку. В связи с этим необходимо разрабатывать отдельные учебные программы и пособия для различных возрастных групп учащихся. Я бы выделил следующие возможные возрастные категории: дети — от 6 до 12 лет, подростки — от 12 до 16, молодежь — от 16 до 30, взрослые — от 30 до 60, пенсионеры — от 60 и старше. Это позволит не только облегчить подачу информации, учитывая особенности каждой возрастной категории, но и укрепить межличностные отношения внутри группы. Для сближения и укрепления отношений между представителями разных поколений будет использован третий базис начального исламского образования.

Третий базис начального религиозного образования — это организация досуга и социально-благотворительная деятельность учащихся. Как уже было отмечено выше, начальное религиозное образование — это прежде всего воспитание учащегося, поэтому данный базис является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса. Если первые два базиса решали задачу передачи теоретических знаний, то данная составляющая является практическим применением полученных знаний. Важно показать учащемуся, что мусульманин — это не отшельник, оторванный от реальной жизни и общества, а, напротив, человек социально активный, живущий не ради себя, а для того, что бы быть полезным другим. Привлечение волонтеров из числа учащихся в социально-благотворительные проекты мусульманских религиозных и иных организаций позволит им глубже понять дух милосердия и нравственности ислама и даже после окончания учебного заведения не оставаться безучастными в общественной жизни не только своей общины, но и всего общества.

Организация и проведение совместного досуга позволит не только укрепить внутриобщинные отношения, но и станет еще одним способом привлечения слушателей в учебное заведение

Помимо всего прочего это позволит практически продемонстрировать мусульманский образ жизни. Именно поэтому особое внимание следует уделить занятиям спортом и посещению исторических мест.

В реализации данного базиса в целях укрепления межконфессионального и межнационального мира, расширения диалога между народами и культурами необходимо знакомить учащихся с культурными традициями разных народов и конфессий нашей страны.

Таким образом, при полноценном осуществлении всех трех вышеупомянутых базисов начального исламского образования мы получаем глубоко верующего, высоконравственного, религиозно практичного и социально активного мусульманина, который не оторван от своей повседневной работы или учебы и при этом является активным участником социально-благотворительной деятельности. Думаю, что именно таких мусульман сегодня и не хватает нашим общинам, да и всему российскому обществу. Однако формирование подобных личностей не происходит спонтанно, это долгий и тяжелый воспитательный процесс, который мы, будучи учителями и имамами, возложили на свои плечи. На нас лежит огромная ответственность как перед Всевышним, так и перед обществом за наших учеников.



САБИТОВА Г.А.

кандидат педагогических наук,

методист по качеству образования РИИ

источник: magarifrt.ru

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей