Закят является одним из пяти столпов Ислама, одной из основ нашей религии. Исполняя этот религиозный долг, мы отдаем часть имущества, которое принадлежит лишь одному Аллаху тем, кто нуждается в этом. Мы должны помнить, что все, что есть у нас, даровано нам милостью Господа миров, поэтому мы несем ответственность за хранение имущества перед его истинным Хозяином, и пользование этим имуществом мы должны осуществлять согласно Его установлениям. Собственно на обеспечение условий для выплаты закята нацелена деятельность благотворительного фонда «Закят» ЦРО- Духовное управление мусульман Республики Татарстан, о работе которого нам рассказал Нурислам хазрат Ибрахим, консультант по вопросам Шариата в благотворительном фонде «Закят».
-Могли бы Вы коротко рассказать о деятельности фонда «Закят»?
-Духовное управление в 2009 году открыло фонд «Закят».
Закят, если общими словами объяснять, это проценты от дохода. Но мы- те, кто задействован в работе фонда, не сторонники того, чтобы просто проценты считать. «Закят»- это благотворительный фонд, который работает со всеми категориями граждан. Многие склонны думать, что если фонд называется «Закят», он имеет дело с большими деньгами, а значит и с богатыми людьми. Нет, это не так, мы работаем со всеми людьми, имеющими разный уровень материального достатка, т.к. Всевышний Аллах наставил нас: «Тратьте из своего, из того, чем Мы вас наделили». Конечно, есть нисаб- уровень имеющихся материальных благ, при наличии которого обязательно необходимо платить закят. Если, к примеру, нисаб составляет 80 тысяч рублей в год, но у человека нет 80 тысяч, это не значит, что можно спокойно отказаться от выплаты закята. Человек должен отдавать сколько сможет, потому что каждый из нас должен посмотреть на тех, у кого меньше нашего, кто действительно нуждается. У меня сегодня есть пропитание, а ведь у моего родственника или у соседа может и не быть хлеба, об этом нужно думать. Садака и закят служат нам напоминанием, чтобы мы не забывали о бедных и нуждающихся.
Работа фонда направлена на то, чтобы люди осознали, что имеющееся у них- это аманат, вверенное им Аллахом. Мы будем нести ответ за то, как мы используем дарованное нам имущество. Фонд должен работать с разными структура, с разными людьми: с теми, кто работает с детскими домами, кто открывает школы и многими другими. А для реализации всего этого необходимо разбудить народ.
В Рамадан мы выплачиваем закят уль- фитр-закят очищения тела, который служит искуплением за ошибки тела, а закят уль- маль выплачивается как очищение имущества, так как в имуществе каждого верующего человека доля бедных и нуждающихся. Пока человек не отделил от своего имущества эту долю, он не имеет права пользоваться им. Без очищения имущество становится запретным, или иначе харам. То есть через закят мы приобретаем право на пользование имуществом, это относится и к урожаю, нефти, полезным ископаемым, 10-ю часть от этого человек тоже должен отдавать на пути Ислама.
-Как распределяются средства, поступающие в фонд?
-Распределение закята не представляет особой сложности для нас. В Коране есть четкие указания на этот счет, это сура «Тауба» 69 аят, где перечислены 8 категорий людей, которым оказывается помощь через сбор закята. Здесь, конечно, еще важен тщательный контроль за распределением средств. Закят направляется не только на поддержку бедных и нуждающихся, он также идет на поддержание деятельности образовательных учреждений, создание детских садов, школ, медресе и т.п. У нас есть несколько медресе, школ, но этого не достаточно.
-Какими вопросами Вы планируете заняться на начальном этапе своей работы?
- У нас уже создан фонд, но задач перед нами стоит очень много. Первостепенно необходимо объяснить народу, что такое закят. Работа должна быть обширной, с выездом в районы. Например, есть Гашер- закят с урожая. Здесь уже нужно налаживать работу на государственном уровне. Ведь люди после выплаты гашера чувтсвуют баракат. Даже те, кто прежде в деревнях отдавал гашер для медресе, теперь ждут этого времени, потому что уже ощутили баракат- благословение Аллаха на себе.
-С какими проблемами Вам приходится сталкиваться в работе?
-В массовом сознании часто возникает стереотип относительно таких организаций, как «Закят». Если закят, думают некоторые, значит, хазраты себе собирают богатство. У нас пока нет доверия людей, чтобы получить это доверие, мы должны показать свою работу. В этой структуре не должно быть таких людей, которые используют ислам для достижения своей выгоды, своего обогащения.
-Как сейчас в нашем обществе воспринимают выплату закята?
Закят- это такой же столп как намаз, третий столп. Аллах учит нас: «Выплачивайте закят», Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «У кого нет закята, у того нет намаза». Закят- обязательство, поэтому нельзя к нему относиться небрежно: есть деньги- плачу, нет денег- не плачу. Это от веры человека зависит. А ведь в хадисе говорится: «Садака- это доказательство истинной веры». Есть у человека вера или нет- мы видим по его делам. Читать намаз, держать пост- это еще не так сложно, ведь при этом человек ничего не тратит, а когда человек зарабатывает, потом тяжело отдавать от себя. Семью нужно кормить, много планов разных. Когда от своего отдаешь, это самое ценное, значит, у человека есть вера. Он делает благое, отдает не для того, чтобы его похвалили. Нам необходимо подняться до уровня, когда человек будет понимать выплату закята именно таким образом.
-Есть ли польза для общества от выплаты закята?
-Польза закята для общества очень велика. Он объединяет богатых и бедных, устанавливает теплые отношения между людьми. Богатый через закят избавляется от скупости, ведь завтра может случиться так, что он сам окажется на месте того, кому помогает сейчас. Ислам также учит выплачивать закят людей с небольшим материальным достатком. Даже будучи бедным, человек не должен постоянно надеяться на закят, но стремиться заработать себе на хлеб. Но если все же возникла такая ситуация, когда помощь необходима, он может обратиться в фонд «Закят».
-Могли бы Вы привести пример использования средств на благотворительные нужды?
-В этом году мы каждый день проводили ифтар- маджлисы в Рамадан, на каждый из которых уходило 15-20 тысяч рублей. На ифтарах присутствовало до 300 человек ежедневно. По пятницам расход был больше, потому что по пятницам мы привозим детей из детских домов. В целом за месяц на ифтары ушло около 600 тысяч рублей. При этом мы печатали буклеты и книги, раздавали соц. пакеты с продуктами, нуждающимся семьям адресно оказывали помощь наши волонтеры.
-Фонд «Закят»- это не только структура по сбору закята, это еще и благотворительная организация. В чем заключается специфика фонда как благотворительной организации?
-Благотворительные фонды работают не однодневно: сегодня отдал, завтра-нет. Здесь должна быть постоянная основа. Основной принцип работы фонда «Закят» таков: «ты должен делиться»! Если Аллах Та’аля тебе дал что-то, ты должен делиться с теми, кто нуждается. Закят выплачивается только 8 категориям людей, но есть еще добровольные пожертвования, которые можно выплачивать разным людям, независимо от его взглядов. Таким образом обеспечивается социальная стабильность.
-К какому результату Вы стремитесь в своей работе?
Бедному человеку необходимо помнить, что нельзя злоупотреблять своим положением. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Верхняя рука лучше, чем нижняя», то есть дающий лучше, чем просящий. В Сунне также сказано, что просящий человек, который имеет возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, не увидит счастья, будет лишен благодати. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) если находил дома финик, боялся его кушать, опасаясь, что это садака. Он всегда сразу раздавал то, что приносили ему, ничего себе не оставляя. В этой связи одна из главных задач фонда «Закят»- это воспитание людей. Нам нужно донести до людей слова «Ля Илляха иль Аллах», и только. Каждый, отдавая что-либо мусульманину или не- мусульманину, должен говорить ему. что отдает не от себя, а от Аллаха, потому что Аллах нам велит оказывать помощь, Он не забывает никого. Если в благотворительности, в выплате закята нет «Ля Илляха иль Аллах», в этом нет блага, это касается всего, намаза, дагвата. Поэтому цель фонда через имущество донести людям мудрость религии, речи Аллаха, а если все это делается без веры, результата не будет.
Отдел пропаганды и информации ЦРО-ДУМ РТ, Гумирова Сабрина