Мечеть- это дом Аллаха, родное место для любого верующего. В широком смысле мечеть (на арабском «масджид»)- это место поклонение, очищенное от загрязнений («наджас»). Поэтому местом поклонения может быть любое помещение, или открытое пространство без стен и т.д. Наш любимый пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вся земля – мечеть, за исключением кладбищ и бань». В более узком смысле под мечетью подразумевают особое здание, предназначенное для молитв, имеющее архитектурные особенности. Обычно в комплексе мечети есть минарет, число минаретов может быть различным. Внутренне устройство мечети обязательно предусматривает минбар- возвышенное место, откуда читаются проповеди. Помещение для молитвы должно быть удобным для того, чтобы верующие могли размещаться рядами во время общей молитвы. Мечети могут быть очень разными: в некоторых из них есть учебные классы, в некоторых отдельный зал для женщин. Однако какими бы ни были мечети, большими или маленькими, богато украшенными или со скромным убранством, наше отношение к ним всегда должно быть очень уважительным.
Собираясь в мечеть, помните о том, что Ваш внешний вид должен быть опрятным, одежда соответствовать установлениям Шариата и закрывать аурат (части тела, которые должны быть закрыты). Здесь также важна личная гигиена человека. В хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Тому, кто очистится у себя дома и отправится в один из домов Всевышнего для исполнения долга из долгов перед Аллахом, за один шаг будет искупление греха, за другой - повышение его статуса перед Всевышним». От человека не должен исходить какой-либо неприятный запах, также это касается запаха изо рта. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть поевший лук, чеснок или лук- порей (сырыми) ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам он причиняет те же страдания, что и сынам Адама».
Входить в мечеть желательно с правой ноги, а выходить с левой. Существует хадис, подтверждающий это: «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги, а выходить с левой». Существует дуа, которое следует читать при входе в мечеть: Аллахумма ифтах ли абваба рахматика- «О Аллах, открой мне врата своей милости».
Также следует просить у всевышнего благословения для нашего любимого пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует). В Сунне есть указание на этот случай: «И когда один из вас заходит в мечеть пусть приветствует пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и говорит Аллахумма ифтах ли абуаба рахматик».
Войдя в мечеть, перед тем как сесть, прочитайте 2 ракаата «Тахийят аль-масджид», отличие которого от других намазов только в намерении. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом: «Пусть каждый, кто из вас вошел в мечеть, не садится прежде, чем совершит намаз из двух ракатов». Однако в случае, когда в мечети верующие уже должны читать фард- намаз, необходимо присоединиться к ним. После прочтения Тахийят аль-масджид желательно поприветствовать окружающих, если они не заняты намазом или зикром. Находясь в мечети, желательно сделать намерение пребывать в итикафе- нахождение в мечети ради Аллаха.
Если Вы не заняты намазом, то не тратьте время на пустые разговоры, не затевайте споров и ссор, избегайте слушать сплетни и тем более их распространять. Если же Вы беседуете с кем-либо, то говорите о религии, делайте зикр, можно произносить слова: «Субханаллахи валь-хамдуллиляхи ва ля иляха илляллаху ва Аллаху Акбар» -«Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик».
В мечети не следует спать, для посещения мечети должны быть другие намерения. Нельзя громко говорить в мечети, громко читать, громко молиться, сообщать о пропаже или находке, мешая другим, исключением может быть только обучение наукам. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к людям, а они молились, громко читая в молитве. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, молящийся беседует со своим Господом, так пусть посмотрит он, как он беседует. И не перекрикивайте одни других в чтении».
Приходя в мечеть, следует занять ближайшее место к имаму, однако не следует ходить перед молящимися, это портит их салят. В пятницу когда имам занимает своё место на минбаре, чтобы произнести хутбу, то вплоть до окончания пятничной молитвы запрещается совершать намаз, разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие. Не надо переступать через людей, чтобы занять лучшее место среди слушающих проповедь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями (, которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было (угодно Аллаху), а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей»
Обычно в мечети нет скамеек и т.п., поэтому все сидят на полу, при этом следует помнить складывать пальцы между пальцами, что нежелательно руками обхватывать колени, выпрямлять ноги в сторону Каабы. В хадисе, переданном от Абу Саида Худри, говорится: «Однажды я с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Абу Саидом, зашли в мечеть, кто-то сидел в середине мечети в такой позе, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на него, а этот человек не понял намёк Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас находится в мечети, пусть он не складывает пальцы меж пальцев, воистину это от сатаны».
К мечетям необходимо относится очень бережно, поддерживать чистоту них, способствовать их благоустройству по мере своих возможностей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Выносите соринки из мечети, воистину, это махр для гурий». Нельзя в мечети ходить в обуви, которая может внести грязь в мечеть. Абу Саид аль-Худрий р.г. рассказал: «Между тем, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву со своими сподвижниками, снял свою обувь и поставил их слева от себя. И, когда увидели это люди, то сняли свою обувь. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил выполнение молитвы, сказал: «Что заставило вас снять обувь вашу?» Сказали они: «Видели мы, как снял ты обувь свою, и сняли мы обувь нашу». И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Джабраиль (мир ему) пришел ко мне и сообщил, что в них есть грязь. И сказал: «Когда придет кто-либо из вас в мечеть, то пусть посмотрит, если есть на обуви его грязь (казар), или скверна (аза), то пусть сотрет ее, и совершит в них молитву».
Очень порицаемо выходить из мечети после азана, не совершив намаз.
Для тех, кто не придерживается установлений Ислама в повседневной жизни, при посещении мечети, например, при эксурсии также следует знать определенные правила из числа вышеуказанных. Мы перечислим основные:
- Следует закрывать аурат (женщинам можно открывать только лицо, кисти рук, ноги по щиколотку, мужчинам необходимо закрыть область выше колен до пупка включительно)
- Не вносить грязь в мечеть (снимать обувь или одевать бахилы на обувь, не приносить мусор)
- Не беспокоить молящихся (не шуметь, не ходить перед молящимися)
В целом, необходимо помнить, что мусульмане совершают в мечетях салят, они обращаются к Господу миров, к Тому, Кто превыше всего, поэтому следует проявлять должное почтение к такому месту.
/em
/em/em