Прошло три месяца со времени вступления Марата Низамова в должность председателя Комитета по стандарту «Халяль» Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Республики Татарстан».
- Марат Ренатович, какая работа проводилась за это время? Что нового появилось в работе Комитета? Какие вопросы приходилось решать в первую очередь?
- Одна из первоочередных задач нашей новой команды – установление доверия со стороны верующих к работе Комитета «Халяль». Это можно сделать только через добросовестное выполнение своих обязанностей, через конкретные дела. Для этого мы упорядочили работу внутри Комитета: составили должностные инструкции, наладили тщательный учет документов: выдаваемых свидетельств, договоров, актов проверок. Нами был полностью укомплектован штат Комитета, проанализирован реестр сертифицированных предприятий. У некоторых из них заканчивается срок действия свидетельств, и мы провели переговоры по продолжению нашего сотрудничества. Специалисты Комитета постоянно выезжают непосредственно на производства в города и села Татарстана и других регионов России: Набережные Челны – «Челны-бройлер», Чувашию, «Казанская птицефабрика» в Осиново, «Казанский жировой комбинат». Состоялись рабочие встречи с руководителями ОАО «Ак Барс – холдинг», «Челны-бройлер», «Казанский мясокомбинат», «Сарман-мясо», где обсуждались вопросы дальнейшего развития нашего сотрудничества.
Также нашим Комитетом ведется работа по координации деятельности с другими органами, занимающимися сертификацией « Халяль» в Российской Федерации.
- Пополнился ли за это время список предприятий, выпускающих продукцию халяль?
- За последние месяцы в Комитет поступил ряд заявок от предприятий из Татарстана, Кировской, Нижегородской и других областей Российской Федерации, занимающихся забоем скота, производством мясных полуфабрикатов, кондитерских изделий, готовых пройти освидетельствование по стандарту «Халяль». У нас появился ряд новых партнеров, таких как «Челны-мясо»…
- Каким образом Вы реализуете стратегию на общедоступность халяльного питания? Как выстраиваете отношения с официальными ведомствами, государственными структурами, частными фирмами, чья деятельность касается сферы халяль?
- Мы ведем постоянную работу, проводим встречи, обсуждаем текущие вопросы стандартизации в области халяль с различными организациями, задействованными в данной области: организаторами выставки «Казань - Халяль 2012», Агентством инвестиционного развития РТ, Национальной ассоциацией халяль-производителей, Управлением по делам религий при Президенте РТ.
На встрече с гендиректором ЗАО РСМЦ «Тест-Татарстан» Натальей Кондратьевой и руководителем органа сертификации «Халяль» Любовью Артамоновой обсуждалось наше взаимодействие в области сертификации предприятий по стандарту «Халяль» в Республике Татарстан и других регионах Российской Федерации.
Интересной была встреча с руководителем представительства компании «ХЕМА» в Поволжском федеральном округе Эдуардом Ахметшиным. Фирма производит уникальные быстрые тесты для выявления свинины, свиного жира и крови в пищевых продуктах и напитках. Мы смогли ознакомиться с принципами тестирования и новыми разработками компании.
В ходе деловых встреч, касающихся сферы халяль, было очевидным отношение к нашему Комитету Халяль, как единственному полномочному представителю Духовного управления мусульман Татарстана.
- Как Вы думаете совершенствовать контролирующие функции Комитета? Есть ли у Вас специалисты – технологи?
- Очень важным является общественный контроль на местах. Мы планируем наладить тесную работу с мухтасибатами Татарстана. Кроме того, в ходе нашей работы возникают вопросы, касающиеся технологии процессов забоя, обработки сырья. В Комитете введена новая должность эксперта-технолога по халялю, который будет заниматься также вопросами использования в производстве пищевых добавок, генетически модифицированных ингредиентов. Мы тесно сотрудничаем с Советом улемов Татарстана по возникающим в процессе работы Комитета актуальным вопросам.
- С какими проблемами Вы столкнулись на начальном этапе работы обновленного Комитета «Халяль»?
- К сожалению, наряду с ростом объема и расширением ассортимента производимой халяльной продукции имеют место факты недобросовестного использования бренда «Халяль» как в производстве, так и в торговле и общественном питании. Некоторые предприятия из-за недостаточного знания правил производства халяльной продукции, канонов ислама допускают нарушения технологии обработки сырья. Для изменения ситуации мы планируем в ближайшем будущем проводить обучения персонала предприятий, участвующих в халяльном производстве, а для решения проблем в сфере торговли и общепита – действенную систему общественного контроля.
Фарид Батыршин