Сегодня главным критерием развития ислама в России выступает уровень религиозного образования и богословия. В России на рубеже ХХ-ХХI вв. система мусульманского образования переживает период становления.
Во время СССР единственными действующими мусульманскими образовательными учреждениями были медресе «Мир Араб» в Бухаре и Исламский институт в Ташкенте, которые находились в Узбекистане. Но с развалом Советского Союза ситуация в духовной сфере кардинальным образом изменилась. Строились множество мечетей, а при них появлялись начальные курсы по изучению основ ислама, открылись средние и высшие медресе, а также большим вкладом в возрождение мусульманского образования стало открытие в 1998 году Российского Исламского Университета.
Татарский народ с давних времен стремился к образованию, просветительству. Ученые и исследователи в своих работах отмечали предрасположенность татар к наукам и обучению (как к светским так и к религиозным). На сегодняшний день в республике Татарстан действуют 11 мусульманских образовательных учреждений, среди которых высшее медресе и один университет. Не все страны постсоветского пространства могут похвастаться качественным религиозным образованием, которое мы начинаем наблюдать в Татарстане. Татарстанские мусульманские образовательные учреждения пользуются популярностью как среди татарского, так и других народов по всей территории России и даже заграницей. В мусульманских образовательных учреждениях Татарстана обучаются более трех с половиной тысяч студентов (шакирдов), из них 92,5% составляют татары. Так, по подсчетам данных о студентах на начало текущего учебного года численность других национальностей (в основном это выходцы из Средней Азии) составляет 7,5 %. Если же говорить более конкретно, то в РИУ их число 10% (в вузе получают образование около 800 студентов). В Казанском высшем медресе «Мухаммадия» эта планка чуть ниже, она составляет 6,8% (из общего количества 990 студентов, 68 – представители разных национальностей). Казанское медресе имени 1000-летия принятия Ислама, в котором обучение ведется на татарском языке, нетатары составляют 1,7% (из общего количества 233 студента, из которых 4 другой национальности). Казанский исламский колледж специализируется на подготовке кадров для религиозной работы с диаспорами, поэтому здесь состав студентов соответствующий: 78-80% (общее число 70 студентов, из которых 55 преимущественно из Средней Азии). В других районах же, например, в Альметьевском медресе оно составляет 9,7% (из 185 студентов – 18); в Нижнекамском медресе «Рисаля» 18% (из 50 студентов – 9); в Набережночелнинском медресе «Ак мечеть» 1,7% (из 168 студентов – 3); в Кукморском медресе 0,7% (из 400 студентов – 3) и Уруссинском медресе 2% (из 187 студентов – 8). В остальных медресе студенты составляют только татары.
Подводя итог и учитывая данные статистики, мусульманское образование в Татарстане, начиная с 90-х годов прошлого века поднялось на новый уровень развития, о чем свидетельствует количество поступающих и сама система образования. Стоит отметить также качество образования, соответствие гос. стандарту и выдача дипломов государственного образца (на примере РИУ). Вышесказанное говорит о том, что мусульманское образование в Татарстане становится популярным не только в России, но и зарубежом.
Новая ступень в развитии мусульманского образования в Татарстане
27 октября 2011 года 12:53
Последние новости
Камиль хазрат Самигуллин: «На ваших землях Коран был ниспослан, на наших – напечатан»
20 февраля 2014 года 13:24