Психология личности мусульманина

22 августа 2011 года 10:33
Психология личности мусульманина

I Школа проектов талантливой мусульманской молодежи лагеря «Алтын урта» стала прекрасной площадкой для взаимодействия молодежи и старшего поколения, обмена опытом и получения новых знаний. Психотерапевт, доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин затронул на форуме тему психологии личности мусульманина.

Чем мусульманин отличается от остальных людей с точки зрения психологии? Рамиль Гарифуллин сообщил собравшимся на форуме ребятам, что, во-первых, мусульманин «начинается» не с мыслей, а с поведения. То есть мы определяем мусульманина по поступкам и делам. Или отказу от каких-то поступков и дел. Здесь наблюдается первичность поведения и вторичность сознания. Это принцип часто используется в психотерапии. К психологу приходят пациенты, которые просят «исправить» его мысли, но это невозможно без изменения поведения человека. Изменится поведение, будут поступки - поменяются мысли. По словам Рамиля Гарифуллина, сегодня около 1%  молодежи страдает шизофренией. Это те ребята, которые любят сидеть дома, не трудятся, не могут четко ставить цели и идти к ним. Со временем они теряют способность сопереживать другим людям, дистанцируются от общества, в результате возникает аутизм .

 В связи с интернет-зависимостью, безработицей и другими проблемами современного общества у человека также возникают шизофренические установки, он еще не шизофреник, но установки появляются – теряет волю, не способен выдерживать то напряжение, которое требуется для решения задачи, испытывает тревогу и хочет закрыться от общества.

Для таких пациентов существует так называемая бихевиористическая (поведенческая) терапия.

- Я даю различные задания пациенту. Он в течение определенного времени должен их исполнить. Далее его приводят родители и дают полный отчет по тому, что он успел или не успел сделать. Если начинаются манифестация, агрессия, противостояние – я обучаю родителей тому, как вести себя со   своим взрослым ребенком. Если он угрожает побегом из дому в ответ на нежелание родителей кормить его просто так, то не нужно бояться этого. В конечном счете пациент попадает в некомфортные условия, из которых, естественно, хочет вырваться, и наконец начинает что-то делать – мыть посуду, подметать полы, а может и пирог испечь. Некоторые устраиваются на работу, а потом постепенно выходят в жизнь общества.

Среди подобных пациентов есть и мусульмане. Они, как правило, целыми днями читают молитвы, любят разглагольствовать о религии, считают себя великими философами и подкрепляют это рассказом о книге, над которой они работают неопределенное время. Глаза у таких людей тревожные, они нигде не работают и живут на иждивении родных. В чем проблема этих людей? Они вроде бы читают намаз, но этого не достаточно для развития воли к жизни. Существует так называемая эмоционально-волевая сфера человека, которая развивается только через действие, преодоление. Теоретически, согласно мусульманской психологии, вероятность заболевания шизофренией намного ниже, так как в исламе действие определяет личность мусульманина. Но это действие не должно ограничиваться только намазом, как, в принципе, и говорится в Коране и Сунне. Известен хадис Пророка, в котором он говорил, что намаз – это не основание, чтобы считать человека надежным. Нужно проверить его в деле, в дороге. Ислам – это религия действия, и личность мусульманина формируется исходя из этого.

В какую эпоху мы живем? Что характеризует наше время? Во-первых, наука развивается не достаточно. Она всегда зависела от заказов производства. Нет производства – нет науки. Современная российская наука – это отрабатывание грантов, которые выделяются, чтобы хоть как-то ее поддержать, но плоды этой научной деятельности не используются в нашей индустрии и нигде не внедряются. Во-вторых, производство в стране на очень низком уровне. В-третьих, отсутствует креатив – творческий подход и инновации, которые должны появляться у нас и приносить основную прибыль нашей стране. Весь креатив идет с Запада. А мы отрабатываем западные технологии. Даже те тентовые палатки, которые стали повседневностью и изготовлены по западным технологиям, оказывается, разрабатывались еще в 70-е годы в нашем КИСИ профессором Куприяновым, но, к сожалению, он не смог внедрить их в производство. Наличие креатива – это основа выживаемости. Сегодня же наша молодежь превращается в обслугу чужих проектов и занимается тем, что не соответствует ее образованию. И вся Россия превращается в большую машину по обработке западных заказов, оставляя себе крохи прибыли. В результате общество перестало мыслить и развиваться. Бездушные винтики – наша сегодняшняя роль.

Сегодня идет эпоха постмодерна, для которой характерны такие явления, как смерть автора и бессистемность. На сегодняшний день очень сложно отследить авторство. Мы часто, особенно в интернете, сталкиваемся на продукт творчества, не имея представления об авторе, авторском почерке и часто нам это не важно. Бессистемность – это отсутствие законченности, целостности системы. Она открыта. В отличие от модернизма, который подразумевает некую логику и системный подход.

А психика человека – это постмодерн или модерн? Реальная психика – это постмодерн, так как она подразумевает хаос  и открытость системы, которую потому и нельзя предсказать. А разве мы можем предсказать, например, интуицию? Любая открытая система не может быть прогнозирована, потому что там не учтено того, чего там пока не видно или нет.

Таким образом, психика сама по себе открытая система и поэтому она живая. Чем мы отличаемся от компьютеров? Именно этим. Мы не просто живем по определенным законам системы, мы чувствуем этот мир. Он отражается в нашей психике и начинает двигать в нас энергию души. Потому мы и живем. Если мир перестанет двигаться, то и душа застынет. Учитывая этот аспект человеческой психики и то, что религия – это модерн, то есть закрытая система, человеку для психического здоровья нужно принять эти истины. Гегель говорил, что религия - это представление о Боге, философия – знание о Боге, а искусство - это созерцание Бога. Мусульманин не должен ограничивать себя только представлениями о Боге. Он должен познавать этот мир через созерцание и действие. Это и есть психологический портрет настоящего мусульманина.

По материалам лекции Рамиля Гарифуллина. I Школа

проектов талантливой мусульманской молодежи лагеря «Алтын урта».

Последние новости

30 важных фактов о детстве Пророка Мухаммада (ﷺ)

1) Имена: Мухаммад, Ахмад, Махмуд, Мустафа. 2) Прозвища: «Абуль-Касым» Отец Касыма (по имени...

18 июля 2016 года 14:15
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей