بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
Вопрос:
Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения? Будет ли такое омовение действительным? Каково мнение имамов четырех мазхабов и других авторитетных мусульманских ученых по этому вопросу?
Ответ:
Все авторитетные знатоки фикха и муджтахиды соглашаются, что не разрешается протирать тонкие носки, сквозь которые просачивается вода, которые не держатся на ноге самостоятельно, и в них нельзя пройти достаточное расстояние. Современные тонкие хлопковые, шерстяные, нейлоновые и другие носки не имеют свойств кожаных носков (ичиги), поэтому их нельзя протирать. Если кто-то так поступает, то его омовение (тахарат/вуду) будет не действительным согласно Благородному Куръану, достоверной Сунне и мнению имамов муджтахидов всех 4 мазхабов. Также намаз такого человека будет недействительным.
Всевышний Аллах в Благородном Куръане сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ
«О верующие, когда Вы встаёте для намаза (то есть, когда Вы намереваетесь помолиться, и у вас нет омовения), тогда (совершайте омовение, и) мойте свои лица и (мойте) свои руки, включая локти, и протирайте головы (влажными руками) и (мойте) ноги, включая щиколотки» (сура «аль-Маида», аят 6)
Из данного аята становится ясно, что мытье ног является обязательным условием правильности малого омовения (тахарат/вуду).
Данное положение также подтверждается большим числом хадисов, указывающих на то, что Посланник Аллах ﷺ приказывал мыть, а не протирать ноги. Одними из них, является хадис, который привел ад-Даракутни в своем сборнике , от Абу Раф'и (радыяллаху 'анху), и который привел Абу Давуда , от Раб'и (радыяллаху 'анху):
عَنْ أَبِي رَافِعِ قَالَ: رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَتَََوَضَّأُ فَغَسَلَ رِجْلَيْهِ ثََلَاثًا
«Я видел как Посланник Аллаха ﷺ брал тахарат и омыл ноги свои три раза».
عَنِ الرَّبِيعِ قَالَتْ: كَانَ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَأْتِينَا فَيَتَوَضَّأُ لِلصَّلَاةِ فَيَغْسِلُ رِجْلَيْهِ ثَلَاثاً ثَلَاثاً
«Говорит, что Посланник Аллаха ﷺ приходил к нам и, брав тахарат, мыл свои ноги три раза».
Имам Ибн Хаджар аль-'Аскаляни в своей книге «Фатхуль Бари» приводит, что 'Али и Ибн 'Аббас (радыяллаху 'анхум) изначально придерживались мнения, что в тахарате протирание ног дозволено, но в итоге все они отказались от этого убеждения .
Также существует большое количество достоверных хадисов, в которых говорится о возможности, во время омовения, протирать кожаные носки - ичиги (масах 'аляль хуффайн), вместо мытья ног. Например, хадисы, которые привели Ибн Аби Шайба от Убайя бин 'Аммара, и имам Малик в своей «Муватте» от 'Урвы (радыяллаху 'анхум):
عَنْ أُبَيْ بِنْ عَمَّارٍ أَنَّهُ قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ أَمْسَحُ عَلَي الْخُفَّيْنِ؟ قَالَ نَعَمْ
«Говорит, что спросил Посланника Аллаха ﷺ о разрешении протирания на хуффы, и он разрешил».
عَنْ هِشَامٍ بِنْ عُرْوَةٌ أَنَّهُ رَأَي أَبَاهُ يَمْسَحُ عَلَي الْخُفَّيْنِ قَالَ: وَ كَانَ لَا يَزِيدُ إِذَا مَسَحَ عَلَي الْخُفَّيْنِ عَلَي اَنْ يَمْسَحَ ظُهُورُهُمَا وَلَا يَمْسَحَ بُطُونَهُمَا
«Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Урва (радыяллаху 'анху) протирал только верхнюю часть хуффов, а нижнюю не протирал».
Хадисы о протирании кожаных носков - ичигов являются хадисами высокой достоверности (сахих) и содержат большое число передатчиков (таватур) и является неопровержимыми.
Наш имам Абу Ханифа (рахматуллахи 'алейхи) сказал: «Я не разрешал протирать кожаные носки - ичиги, пока это не стало для меня очевидным, как дневной свет» (аль-Бахр ар-Раик) .
Хафиз Ибн Хаджар (рахматуллахи 'алейхи) в «Фатхуль Бари» сказал: «Большое число знатоков хадисов (хуффаз) объявило, что протирание кожаных носков - ичигов (масах 'аляль хуффайн) установлено таваатуром. Некоторые из них сообщают, что они собрали и посчитали повествования от сподвижников Пророка ﷺ их оказалось более восьмидесяти. Десять из них рассказаны «'ашара-мубашара» (десятью сахабами, которым ещё при жизни Пророк ﷺ объявил, что они попадут в Рай)» .
Хафиз Ибн Абдиль Барр в своей книге «ат-Тамхид» подтвердил, что около 40 сахабов передали хадисы о протирании хуффов .
Хасан Басри (рахматуллахи ‘алейхи) сказал: «Я встретил семьдесят сахабов, которые участвовали в битве при Бадре. Все они верили в (достоверность) протирания кожаных носков - ичигов (масах ‘аляль хуффайн)» («Тальхисуль Хабир» и «Бадаи'ус Санаи'») .
Приведенные мною выше мнения мусульманских экспертов в области правоведения не оставляют никаких сомнений в том, что Пророк Мухаммад ﷺ протирал кожаные носки - ичиги (хуффайн) во время омовения и разрешил другим поступать также. Однако важным является тот факт, что помимо кожаных носков - ичигов, в достоверной Сунне, протирание других типов носков не устанавливается таватуром.
Благородный Куръан является основным и непоколебимым источником Шари’ата. Ни один хадис (хабар ахад) не может противоречить, менять смысл, ограничивать, расширять или отвергать любой аят Куръана.
Имам Абу Бакр аль-Джассас (рахматуллахи 'алейхи) в тафсире «Ахкамуль Куръан» также приводит единогласное мнение ученных об этом.
Но в случае, когда хадис по своей известности, достигает степени «мутаватир» , то тогда текст Куръана может быть уточнен.
Поэтому Имам Абу Юсуф (рахматуллахи 'алейхи) сказал: «В приказе Куръана может быть сделано исключение Сунной, только если она достигла уровня таватур или истифада, как в случае с протиранием кожаных носков - ичигов (масах 'аляль хуффайн). («Ахкаамуль-Куръан Лиль Джассаас») .
Теперь, для более глубокого понимания вопроса, рассмотрим вопрос, что же такое «хуфф» и «джаураб» по мнению четырех суннитских мазхабов и определим разницу между данными понятиями.
Хуфф - это носок, изготовленный из кожи, покрывающий щиколотки и прилегающую к ней часть ноги.
Для того, чтобы протирать хуффы, они должны соответствовать нескольким условиям:
1. Кожа, из которого изготовлены хуффы, должна быть чистой. Поэтому ханафитские и шафиитские ученые считают протирание хуффов изготовленных из кожи мертвечины до ее выделки не действительным, а маликитские и ханбалитские не разрешают даже после выделки, так как, по мнению первых выделка делает материал чистым, а по мнению вторых, нет.
2. Хуффы должны покрывать лодыжку полностью до щиколоток. Протирание хуффов, не покрывающих лодыжки вместе с щиколотками, недействительно.
3. Имамы всех четырех мазхабов единогласны в том, что хуффы должны быть настолько крепки, что в них можно непрерывно ходить на большие расстояния. В конкретном определении дистанции существуют разные мнения.
По мнению ханафитских правоведов, хуффы, даже без завязок, должны крепко держаться на ноге. Также они должны быть прочны, что в них можно пройти дистанцию в три километра. Поэтому протирание хуффов, которые не подходят под эти условия, недействительно.
По мнению маликитских факихов, прочность хуффов должна быть как у обычной обуви. Протирание хуффов, которые не держаться на ноге, будет являться недействительным.
По мнению шафиитов, прочность хуффов должна позволять надевшему их человеку ходить в них на протяжении одного дня дома и на протяжении трех дней в путешествии. И нет разницы из чего они изготовлены, из кожи или из войлока.
По мнению ханбалитских ученых, они должны быть изготовлены из кожи, либо из дерева, или из чего-либо на подобие этого, но с условием ходьбы в них как в обуви. Также они не должны спадать с ноги.
Однако среди правоведов есть определенные разногласия в размере допустимых отверстий и материала, из которого изготовлен хуфф.
Ханафитские и маликитские ученые считают, что хуффы должны быть целыми. В размере дыр у них есть разногласия. По мнению ханафитов, размер дырки в три маленьких пальца ноги допустим, а маликиты разрешают протирать хуффы с размером дырки в чуть меньше одной трети щиколотки. Шафиитские и ханбалитские правоведы считают, что если на хуффах есть даже маленькая дырка, то протирание их будет не действительным.
Обязательным условием, по мнению маликитских факихов, является то, что хуффы должны быть изготовлены из кожи. Поэтому, по их мнению, не разрешается протирание носков, изготовленных из хлопка или нейлона, даже если они плотные. Исключением являются носки, обшитые кожей.
Однако, по мнению большинства мусульманских правоведов, условие изготовления хуффов из кожи не является обязательным, главное, чтобы они препятствовали прямому проникновению воды на ноги.
Перед тем, как разобрать вопрос, связанный с джаурабами, думаю, будет полезным сделать исторический экскурс, чтобы понять истоки распространения сегодня практики протирания обычных носков.
В 1913\1332 г. несколько университетов, расположенных на арабских территориях, задали шейху Джамалюддин аль-Касыми вопрос о допустимости протирания обычных носков. Студенты данных учебных заведений из-за сильных холодов в зимний период испытывали определенные трудности при мытье ног. В связи с этим многие студенты откладывали намаз и совершали его намного позже положенного времени в качестве пропущенного, в то время как многие другие студенты вообще переставали совершать намаз. В ответ на этот вопрос, шейх Джамалюддин написал научный труд в пользу допустимости протирания обычных носков. Фетва шейха основывалась на нескольких хадисах, которые внешне разрешали протирание обычных носков. Данная фетва во многом и послужила причиной широкого распространения такой практики, хотя впоследствии подобные решения издавали и многие другие исследователи. Таким образом, практика протирания обычных носков получила распространение лишь чуть более века тому назад и является опаснейшим нововведением (бид'а), которое делает не действительным намазы многих мусульман.
Джаурабы - это носки, изготовленные из хлопка, шерсти, нейлона и подобных материалов.
Ученных разрешает протирание на джаурабы, но только при наличии одного из двух условий:
1. Джаурабы должны быть обшиты кожей, и тогда, по своим качествам, они станут подобны хуффам.
2. К нижней части щиколотки должна быть пришита подошва из кожи.
Имамы Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Ахмад бин Ханбаль (рахматуллахи 'алейхим) считают дозволенным протирание джаурабов при наличии обязательных двух условий:
1. Носки должны быть плотные, чтобы кожа щиколотки не просвечивалась в них.
2. Прочность джаурабов должна позволять ходить в них, и они должны самостоятельно, не сгибаясь, стоять из-за своей плотности.
Если джаурабы будут соответствовать выше перечисленным условиям, то протирание их будет действительно по той причине, что они станут похожими своим свойствами на хуффы. В свою очередь протирание кожаных носков – ичигов (масах 'аляль хуффайн) стало дозволенным по причине хадисов – мутаватир.
Разберем хадисы, внешний смысл которых дозволяет протирать не кожаные носки – джаурабы.
Люди, которые разрешают протирать джаурабы вне зависимости от их толщины и прочности, основываются на четырех хадисах (хабар ахад), в которых сказано, что Посланник Аллаха ﷺ протирал джаурабы.
Во-первых, как я уже писал выше, аннулирование положения Благородного Куръана по причине хабар ахада невозможно, а по причине хадиса мутаватира разрешается уточнение его. Так как хадисы, в которых разрешается протирать джаурабы не достигают степени таватур, ученые не считают протирание джаурабов действительным.
Во-вторых, большинство специалистов в области мусульманского права и хадисоведения посчитали данные хадисы слабыми.
Перед тем, как привести мнения суннитских ученых относительно данных хадисов, я приведу их, пользуясь книгой «Тухватуль Ахвази» автором, которой является Абдуррахман Мубаракфури.
1. Хадис Мугиры (радыяллаху 'анху):
عَنْ مُغِيرَةَ قَالَ تَوَضَّأَ النَّبِيَ ﷺ وَمَسَحَ عَلَي الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ (رَوَاهُ التِّرْمِذِي رقم: 99)
“Посланник Аллаха ﷺ взял омовение и сделал протирание на джаураб и сандали”.
2. Хадис, переданный Абу Мусой (радыяллаху 'анху):
عَنْ أَبِي مُوسَي أَنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ تَوَضَّأَ وَمَسَحَ عَلَي الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ (رَوَاهُ اِبْنُ مَاجَه رقم: 560، وَالْبَيْهَقِي رقم: 1351)
“Посланник Аллаха ﷺ совершил омовение протер джаурабы (носки) и сандалии”.
3. Хадис, переданный Билялем (радыяллаху 'анху):
عَنْ بِلَالٍ كَانَ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَمْسَحُ عَلَي الْخُفَّيْنِ وَالْجَوْرَبَيْنِ (رَوَاهُ الطَّبَرَانِ فِي الْمُعْجَمِ الْكَبِيرِ رقم: 1063
“Посланник Аллаха ﷺ совершал протирание на джаурабы и сандалии”.
4. Хадис Саубана (радыяллаху 'анху):
عَنْ ثَوْبَان قَالَ بَعَثَ رَسُولُ اللهِ ﷺ سَرِيَةُ فَأَصَبَاهُمُ الْبَرْدُ فَلَمَّا قَدَمُوا عَلَي النَّبِيِّ ﷺ شَكُوا إِلَيْهِ مَا أَصَابَهُمْ مِنَ الْبَرْدِ فَأَمَرَهُمْ أَنْ يَمْسَحُوا عَلَي الْعَصَائِبِ وَالتَّسَاخِينِ (رَوَاهُ أَبُو دَاوُدْ رقم: 146)
“Однажды Посланник Аллаха ﷺ отправил группу сахабов в военный поход. Во время путешествия этим сподвижникам пришлось испытать серьезные трудности в связи с холодными погодными условиями. Когда они вернулись в Лучезарную Медину, то рассказали о своих трудностях Посланнику Аллаха ﷺ, тогда Посланник Аллаха ﷺ разрешил им (в таких условиях) протирать свои тюрбаны и тасахин”.
А теперь рассмотрим достоверность данных хадисов.
Первый хадис от Мугиры (радыяллаху 'анху) такими учеными как Суфъян Саури, Абдуррахман бин Махди, имам Ахмад бин Ханбаль, ибн Мадиний и имам Муслим единогласно признан слабым (да'иф). А имам аль-Байхакы сказал, что этот хадис порицаемый (мункар). По мнению имама Муслима все дело в том, что передатчики этого хадиса Абу Кайс и Хузайль, противоречат всем остальным хадисам.
Рассмотрим второй хадис, переданный Абу Мусой (радыяллаху 'анху). Шейх Мубаракфури пишет, что передатчик этого хадиса ‘Иса бин Синан замечен мухаддисами в смешивании текстов хадисов, поэтому этот хадис не может быть достоверным.
Имам Ахмад, Ибн Му'ин, Абу Зур'а, ан-Насаи, Байхакы говорят, что передатчик этого хадиса 'Иса бин Синан не надежный передатчик. Также имам Байхакы говорит, что передатчик Даххак бин Абдуррахман лично этот хадис от Абу Мусы не слышал.
Рассмотрим третий хадис, переданный Билялем (радиаллаху 'анху). Имам Зайля'и говорит, что в цепочке передатчиков этого хадиса есть Язид бин Аби Зияд и он оценен как не надежный. Хафиз Ибн Хаджар говорит, что Язида бин Аби Зияда в старости подводила память, к тому же он был ши’итом.
Рассмотрим четвертый хадис, переданный Саубаном (радыяллаху 'анху). Ибн Аби Хатим приводит слова имама Ахмада бин Ханбаля, что Рашид бин Са’ад передатчик этого хадиса не слышал его лично от Саубана, поэтому этот хадис (мункаты') - слабый и доводом быть не может. Некоторые люди пытаются привести этот хадис в довод, основываясь лишь на слове «тасахин» переводя его как носки.
Однако неверным является однозначное утверждение, что в хадисе подразумеваются именно носки. Так, например, Ибн Асир в книге «ан-Нихая» переводит слово «тасахин» как «носки», а шейх Хамза Асфахани переводит его как один из видов головного убора. А теперь хочу задать вопрос тем, кто протирает обычные носки во время омовения, почему они из-за таких слабых хадисов оставляют Книгу Аллаха? Почему они не бояться клеветать на Пророка ﷺ и поднимать смуту (фитну) среди мусульман?! Как они будут отчитываться за свое невежество в Судный День?!
Автор книги «Тухватуль Ахвази» шейх Абдуррахман Мубаракфури приводит собственное мнение:
وَالْحَاصِلُ عِنْدِي أَنَّهُ لَيْسَ فِي بَابِ الْمَسْحِ عَلَي الْجَوْرَبَينِ حَدِيثٌ صَحِيحٌ مَرْفُوعٌ خَالٍ عَنِ الْكَلَامِ
«Я пришел к тому выводу, что до нас не дошло ни одного достоверного (марфу') хадиса о протирании на носки, который бы соответствовал всем условиям достоверности».
Даже если бы четыре вышеприведенных хадиса, внешний смысл которых дозволяет протирать джаурабы, являлись достоверными, то и тогда было бы недопустимым ограничивать или уточнять ясное предписание Куръана на основе этих немногочисленных хадисов.
Намаз – опора религии. Ключом к намазу является омовение (тахарат/вуду). Благородный Куръан ясно и четко предписывает мыть ноги при омовении. Это предписание требует от мусульманина всегда мыть ноги при совершении тахарата. Но так как хадисы, в которых говорится о дозволенности протирания хуффов (кожаных носков - ичигов), соответствуют категории «таватур», ученые четырех мазхабов единодушны, что протирание хуффов допустимо. Хадисы, которые внешне разрешают протирать джаурабы (некожаные носки), являются слабыми и не могут противоречить Куръану и быть использованы для установления дозволенности какого бы то ни было религиозного аспекта.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин