Человеческая жизнь полна неожиданных поворотов, нередко неприятных и трудных: проблемы в семье, со здоровьем, с нарушением законов и т.п.
Ислам даёт объяснение причинам возникновения данных трудностей. Одна из них упомянута в следующем аяте Куръана: «Все хорошее, что постигает тебя, (о человек, это не результат твоих стараний, а милость) – от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, – от тебя самого.<…>» (Сура «ан-Ниса», аят79). Слова «от тебя самого», означают наказание по причине греха. Но через трудность Всевышний Аллах желает возвысить человека: «Беспорядок проявляется на суше и на море из-за того, что делают руками люди. И (Аллах) дает им вкусить часть того (зла), что они натворили, чтобы они вернулись (на истинный путь)» (Сура «ар-Рум», аят 41).
Возвращение на прямой путь есть величайший успех для человека в обоих мирах. Следование прямому пути воспитывает человека, очищает его от грехов, даёт понимание сути вещей. Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах), что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари).
Одна из проблем, которую человеку приходиться преодолевать на пути самосовершенствования, – это невежество. Оно толкает человека на поступки, которые осложняют жизнь и являются причиной тягот. Обязанностью верующего является просвещение и призыв к благому: «И пусть среди вас будет группа людей, призывающих к благому (в религиозных и мирских делах), повелевающих хорошее и запрещающих порицаемое. И они – достигшие успеха» (Сура «Али Имран», аят 104).
Стоит человеку приложить небольшие усилия в деле самообразования и начать воплощать в жизнь несложные рекомендации Пророка Мухаммада ﷺ, как плоды этого не заставят себя долго ждать. Например, Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее» (Муслим). Или, как однажды Пророк Мухаммад ﷺ пришел навестить одного тяжелобольного человека и, увидев, что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом…” ». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим).
Жизненные испытания – не повод для отчаяния, наоборот, они развивают в нас терпение и целеустремлённость. Покаяние в момент трудности очищает сердце, даёт понимание, что Всевышний рядом, Он желает лишь добра. «<…> Быть может, вам неприятно что-то, а это – благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно – зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем – зло), а вы не знаете» (Сура «аль-Бакара», аят 216).
Всевышний Аллах радует наградой тех, кто проявлял усердие в мирской жизни: «Они отрывают свои бока (и поднимают тела) от постелей (то есть, встают на ночной намаз тахаджуд), взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют (на благие цели) из того (имущества), чем Мы их наделили. Не знает человек, какие (невиданные) удовольствия скрыты от его глаз (и ожидают его в Раю) как воздаяние за то, что они совершал (за веру и праведные дела)» (Сура «ас-Саджда», аяты 16,17).
Да поможет Аллах всем нам реализовать свой потенциал, что бы стать счастливыми в обоих мирах. Аминь!