Мусульманин и интернет: от любви до ненависти. Часть 1. Этика поведения в интернете

28 сентября 2020 года 14:47
Мусульманин и интернет: от любви до ненависти. Часть 1. Этика поведения в интернете

Основу текста составляет лекция, которую я прочитал на «медийной площадке» 10-го Фестиваля мусульманской молодежи (ФММ 10) в августе 2020 года. Хорошие люди – да воздаст им Аллах благом! – по собственной инициативе превратили аудиозапись лекции в текст. «Не пропадать же их работе», – решил я и отредактировал стенограмму, что-то убавил, а кое-что и добавил.

Все сказанное дальше – мое собственное мнение, которое может не совпадать с мнением организаторов фестиваля, а также не отражает позиции любой официальной организации и т. п. Если что не так – все претензии лично ко мне.

Текст получился длинным, так что решено публиковать его по частям. Он также не претендует на полноту раскрытия темы – это все-таки вольная устная речь, а не исследование и даже не научный доклад.

Абу Яхья

Часть 1. Этика поведения мусульманина в интернете

Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху, уважаемые участники форума!

Тема, которая заявлена на сегодня – это этика поведения мусульман в социальных сетях.

Эту лекцию можно свести к одной фразе: этика и нормы Шариата в соцсетях точно такие же – на 100 процентов – как и в офлайне, в реальной жизни. Всё, лекция закончена, расходимся. Шучу.

В сети те же самые обязанности и те же самые грехи, что и в офлайне – какие-то из них более распространены в силу специфики интернета и соцсетей, а какие-то встречаются реже.

Заходя в интернет, важно не забывать, что это такая же часть жизни, как и офлайн. На самом деле этого разделения на онлайн и офлайн уже как такового нет. Сейчас все — от годовалого малыша до столетней бабушки — уже в интернете, жизнь плавно без переходов перетекает из онлайна в офлайн и обратно. В 2020-м жизнь без интернета – это либо удел людей совсем далеких от цивилизации – в тундре, в пустыне, в джунглях – либо сознательная и весьма радикальная позиция.

Я постоянно говорю о важности намерения: все нужно делать с правильным намерением. Если человек самые обычные бытовые свои дела будет делать с намерением ради Аллаха, то есть с намерением заслужить Его довольство, то это будет вознаграждаемое дело. То же самое и в интернете, мы можем себе легко представить, каким образом мы можем получить награду, находясь в интернете. Какие действия в интернете в принципе вознаграждаемы?

Аудитория: Распространение знаний.

Да. Распространение знаний. Но для начала их получение. Не знаю, как вы, но я постоянно что-то гуглю. Здесь присутствуют мои студенты, они знают, что я даже на занятиях в университете я периодически что-то гуглю, если забыл дату или имя.

Так вот, люди молодые удивляют меня тем, что они нередко задают такие вопросы: «Хазрат, а кто это? Хазрат, а что это? А где купить? А где найти?». Хочется спросить, дорогой мой, тебя в гугле забанили?

Работа для меня без интернета немыслима — даты, события, сложные правила грамматики — тут интернет действительно выручает.

Это привычка к постоянной самопроверке, к фактчекингу – я считаю ее полезной. И когда ты обращаешься к интернету за полезной религиозной информацией – это вознаграждаемое дело, при наличии соответствующего намерения, конечно.

Но, сами знаете, обратная сторона поиска религиозной информации в интернете – это «шейх гугл, шейх яндекс». Все, думаю, слышали шутки на эту тему. Но проблема здесь скорее не в интернете, а в привычке людей пользоваться непроверенными, ненадежными источниками информации.

Сама идея информационного поля интернета – условной википедии – в том, что кто угодно может зайти и что угодно написать. Внести любую правку, любое искажение. Пока модераторы проснутся — кто-то уже успел этой искаженной информацией воспользоваться.

Именно поэтому базовые знания, которые касаются акыды, халяля и харама, основ поклонения, не следует брать из интернета. Либо – если нет другого пути – мы должны опираться на проверенные, надежные источники информации.

К сожалению, феномен соцсетей в том, что Анонимус – абсолютно неизвестно кто – выкладывает несколько цитат и картинок по религиозной тематике, и у него тут же начинают просить фетву, начинают задавать ему вопросы об Исламе. Так ни в коем случае делать нельзя. От саляфов передается: «Эти знания – твоя религия, так смотрите, откуда вы берете вашу религию».

Будьте разборчивы в источниках информации. Нельзя кому попало задавать вопросы, нельзя откуда попало черпать информацию. Если неоткуда больше черпать базовую информацию об Исламе, хотя бы потрудитесь разобраться, каким источникам можно доверять. На этой стадии нужно высунуть голову в холодный и страшный мир офлайна. Подойдите к тем хазратам, имамам, преподавателям религиозных наук, которым вы доверяете, и спросите у них, где можно найти ту или иную достоверную информацию об Исламе.

О доверии к местным имамам и духовному управлению

Меня, честно, очень пугает ситуация, когда мне задают, скажем, в директ инстаграма, какой-то вопрос по религии, добавляя при этом: «Только не отправляйте меня к местным имамам, я им не доверяю». О Аллах! Я не знаю вас, вы не знаете меня, для вас я просто аккаунт в инстаграме, имамы же на местах – это живые люди, которые много лет трудятся на местах, решают проблемы махалли – местной религиозной общины.

В России сейчас получить компетентный ответ, хвала Всевышнему, стало легко. Работает бесплатный номер горячей линии Отдела фетвы (даруль-ифта) ДУМ РТ: 8 800 222 76 67. Там отличные специалисты работают. Вот, пожалуйста, точка начала поиска, точка опоры. Звоните! Можно спрашивать и про заслуживающие доверия интернет-сайты.

Кстати, вот частно спрашивают насчет Духовных управлений мусульман. У нас многие люди не понимают один момент. Мы обращаемся к ним и принимаем их решения не обязательно потому, что доверяем им, а потому что они взяли на себя такую ответственность перед Аллахом – сами взяли, добровольно – отвечать за нас, простых мусульман в определенных организационных вещах. Определение времен намазов, начала и конца поста в Рамадан, открытие и закрытие мечетей. Они принимают решения, читать намаз смыкая ряды или на социальной дистанции в полтора метра.

В книгах по фикху говорится, что, если у мусульман нет своей администрации, судей и так далее, община должна сама выдвинуть таких людей, кто будет решать необходимые организационные вопросы, назначать имамов, платить зарплату нужным махалле специалистам.

Ваши имамы могут не быть самыми богобоязненными, знающими и нравственными. Я допускаю, что люди могут не доверять духовному управлению, их у нас больше 80 только в России, как говорится, не все муфтияты одинаково полезны. Но мы к ним обращаемся не потому, что они такие прекрасные и самые крутые в этой сфере, а потому что они сами взяли на себя эту ответственность.

В Судный день у каждого из нас будет полное право указать на них пальцем, сказав: «Я следовал за ними». В общине мусульман всегда должны быть те, кто проводит намазы, собирает людей на праздничный намаз, читает никяхи, собирает ʼушр-садака, распределяет благотворительные средства. Каждый человек не может сам лазить по горам и отмечать время намазов, или следить за луной – тогда просто вся работа у людей встанет, все будут заниматься только этим. Одна группа людей делает это за всех. Мы к ним обращаемся поэтому, и фетвы их принимаем поэтому. А не потому, что хазраты – это какой-то особый привилегированный класс, озаренный святым духом – в Исламе нет духовенства, и попытки его создать – это плохое новшество.

Но если у вас в регионе совсем все плохо, звоните в наш отдел фетв, в Духовное управление мусульман республики Татарстан, спрашивайте у них. Им можно доверять. Критиковать же духовные управления легко.

Это то, что касается именно основной информации по Исламу. Какую-то деталь, небольшую информацию – дату, полное имя сподвижника или ученого и т. п. – можно и в гугле посмотреть. Нет информации на русском – можно на других языках посмотреть, если владеете языками.

Мы понимаем, что у интернета, как и у большинства явлений в этой жизни, есть и польза, и есть вред.

Сейчас, конечно, роль интернета будет расти – это четкая тенденция. Появится полноценное интернет-образование, в том числе исламское. Это неизбежно.

Про лайки и репосты

Пророк, солляЛлаху аляйхи ва саллям, говорил: «Передайте от меня хотя бы один аят». Это довод, побуждающий нас распространять те полезные знания, которыми мы обладаем. Это также проявление благодарности Всевышнему Аллаху за полезные знания, которые Он нам дает: распространи, передай дальше, не оставляя себе!

Для того, чтобы передавать знания, не нужно обязательно быть ученым. Узнали что-то полезное и достоверное – передайте дальше. Полезную ссылку нашли – расшарьте, как говорили раньше, то есть распространите ее дальше.

Пример для нас в этом отношении – скончавшийся не так давно в Казахстане брат Бахтияр, рахимахуЛлах, администратор сайта azan.ru. Кто не знает: это большой портал с ценными статьями, книгами и уроками по Исламу, высококлассный сайт (я благодарен Всевышнему, что тоже к этому сайту причастен). Так вот, этот брат не был ученым, но он долгие годы, не жалея сил и здоровья, распространял полезные исламские знания. Работал круглыми сутками на пути Аллаха, придумывал и реализовывал проекты, находил финансирование, находил людей, выносил все эти трудности, которые бывают в работе с людьми, организовывал благотворительные проекты, сам помогал многим. Он буквально ночами не спал, если знал, что кому-то нужна помощь, обдумывая, как лучше подать ту или иную важную религиозную информацию. И Всевышний забрал его на этом пути. Это очень хорошая смерть, иншааЛлах.

Однако у того же хадиса Пророка, где он говорит сначала «Передайте другим от меня…», есть вторая часть: «Кто будет лгать на меня намеренно, пусть готовит себе место в Аду». То есть вы должны проверять достоверность передаваемой информации.

Известный хадис есть в сборнике имама Муслима: «Чтобы стать лжецом, достаточно просто передавать все, что ты услышал». Это касается не только религиозной информации. Это в целом фундаментальный принцип поведения в жизни и в интернете.

Сейчас стать лжецом стало очень легко – для этого бывает нужно просто нажать одну кнопку: «репост». Вы прочитали какую-то сенсацию: лечение рака содой, миром правят рептилоиды, Билл Гейтс чипирует народы, что угодно… Достаточно просто это перепостить или кому-то отправить – и все, вы стали лжецом сами, согласно достоверному хадису. Если вы будете передавать все, что слышите, делиться всем, что вы читаете или видите, вы рано или поздно распространите недостоверную информацию. Если вы не фильтруете информацию на выходе, то рано или поздно вы передадите ложь, ненамеренно став лжецом.

Да, ненамеренно. Но все равно за это есть ответственность. Почему? Потому что эта информация была у вас в руках, у вас была возможность ее проверить. Это серьезная проблема в наши дни: фейк-ньюс, постправда.

Поэтому лучше вообще перепостами не злоупотреблять. На нас лежит ответственность за ту информацию, которую мы распространяем. Есть аят со смыслом: «Если нечестивец принесет вам (какое-либо) известие, то проверьте (его на достоверность), чтобы по незнанию не навредить людям, и чтобы после не пожалеть о содеянном» (сура «аль-Худжурат», 6 аят).

Это прямое повеление Всевышнего Аллаха и принцип, которым мы должны руководствоваться в повседневной жизни. Если человек, которому вы доверяете, который не был замечен в подлогах, обмане, распространении неверной информации, который вызывает у вас доверие, вам что-то передает, вы можете это со ссылкой на него передать эти сведения дальше. Когда вы ссылаетесь на источник, вы тем самым снимаете с себя ответственность, при условии, что этот источник заслуживает доверия. Ссылка на заведомо недостоверный источник не снимает с вас вины за распространения лжи. Сейчас в интернете существуют целые информ-агентства, специализирующиеся на фейковых новостях.

А если у вас нет способа проверить достоверность информации, нет необходимых для этого знаний – просто пропустите ее.

Вопрос из аудитории: А является ли лайк согласием? Если ты лайкнул что-то, то это значит, что ты поддерживаешь это мнение?

Да, я думаю, что является. Лайк – это форма одобрения и согласия. Тем более, вы знаете, как выглядит изображение лайка на фейсбуке, в инстаграме это и вовсе «сердечко». При этом не обязательно своим лайком вы говорите, что вы радуетесь.  Приведу простой пример: информация о чьей-то смерти. Сейчас эпидемия, ковид, достаточно много ученых ахлю-сунна покинуло нас. И вот ты лайкнул новость о смерти шейха. Является ли твой лайк формой выражения радости? Нет, конечно. Но это одобрение, ты этим соглашается с дуа, которое обычно сопровождает такую новость. Как будто ты «амин» говоришь на дуа. До изобретения лайков на форумах обычно писали: «Подписываюсь под каждым словом» или «Согласен с предыдущим оратором».

Но если в посте что-то греховное, запретное – то лайкать это не нужно, так как лайк сам по себе – это форма одобрения, поощрения, побуждения. Лайки мотивируют тех, кто эти посты выкладывает, к продолжению. Люди, которые занимаются блогингом профессионально, смотрят на статистику, анализируют лайки. Если это собрало больше всего лайков, то значит, что нужно продолжать делать похожий контент. Если я тут танцую с девушкой непокрытой, значит, что надо продолжать в этом направлении. А если, наоборот, я выложил что-то серьезное и умное, и это собрало мало лайков, значит, аудитории это не нужно. Так что, ставя лайки разному непотребству, вы способствуете увеличению его количества и побуждаете к его распространению.

Репост же не является по умолчанию формой одобрения. Я тоже делаю, например, на фейсбуке, репосты того, с чем не согласен, при этом добавляя к ним комментарий. Что-то меня возмутило, какая-то явная ложь – и ты делаешь репост с комментарием.

Вопрос из аудитории: А если девушка сфотографировалась не откровенно, но, например, руки открыты немного, платок съехал, и ты такое лайкнул?

Те же правила, что и в офлайне. Аурат девушки в интернете тот же, что и  в обычной жизни. Лайк же мотивирует ее продолжать делать подобное.

Продолжение следует…

Автор: Ахмад Абу Яхья

Последние новости

О СМЕРТИ

C именем Аллаха, Всемилостивого, Милующего الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ...

20 октября 2014 года 12:07
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей