«Мы помним и знаем, что такое намаз, хадж, а вот знания о вакфе стерлись»

27 апреля 2016 года 13:21
«Мы помним и знаем, что такое намаз, хадж, а вот знания о вакфе стерлись»

Что представляет собой институт вакфа, каковые его исторические предпосылки возникновения на территории современного Татарстана, какие проблемы стоят перед мусульманской уммой сейчас, что нужно для того, чтобы традиционный исламский институт «вакф» активно внедрялся в республике? Эти вопросы обсудили в ходе прошедшего круглого стола «Развитие Вакфов в Российской Федерации» в стенах Галеевской мечети.

Среди участников можно было увидеть не только представителей духовенства, но и депутатов Государственного Совета РТ, практикующих юристов, представителей общественных организаций и Ассоциации мусульманских предпринимателей. Встречу открыл начальник отдела дагвата Нияз хазрат Сабиров. В ходе беседы также были подняты такие вопросы, как существующие на сегодняшний день инициативы Республики Татарстан в законодательном регулировании деятельности вакуфных фондов, возможные альтернативные модели реализации вакфа в рамках действующего законодательства и перспективы развития вакфов на территории всей Российской Федерации.

По словам генерального директора Фонда Вакф Республики Татарстан Рустама Хабибуллина, крайне важно развивать институт вакфа.

Как отметил Рустам хазрат Нургалеев, главный ученый секретарь Совета улемов РТ, к сожалению, нет единого понимания института вакфа.

- Мы рассмотрели историю возникновения вакфа на татарской земле, обсудили возможности реализации на основе тех правовых инструментариев, которые уже есть в российском законодательстве. Это очень мудрый путь. Зачем что-то называть чем-то, а потом долго объяснять, что это. Необязательно, чтобы какой-либо федеральный закон носил название религиозного термина. Но мы обошли мнение самих мусульман, исламского богословия. Оно не в историческом опыте. Знания о вакфе ушли из нашей памяти. Мы помним и знаем, что такое намаз, хадж, а вот знания о вакфе стерлись. У нас нет даже более-менее понятной литературы, которая представляет собой элементарно набор теоретических данных, подтвержденных классическим исламским богословием на русском языке, объясняющем, что такое вакф. Это же не только историческое, но и богословское понятие.

В переводе с арабского «вакф» означает «сохранять», «ограничивать» или «запрещать». В исламе этот термин используется для обозначения владения определенной собственностью и сохранения ее для определенной пользы или благотворительности и запрещения любого использования или реализации ее за рамками этой конкретной цели. Стоит отметить, что договоренности в вакфе не имеют сроков. По большей части речь идет о владении определенной землей или историческими зданиями. Если углубиться в историю татарского народа, то мы найдем немало примеров религиозного вакфа, когда известные татарские меценаты (Юнусовы, Апанаевы и т.д.) выделяли определенные денежные средства на постройку мечетей и религиозных учебных заведений, передавали во владение духовным учреждениям свои землю и имущество.

На сегодняшний день вакф по большей части представляет собой благотворительность, поддержку бедного сегмента общества и всех видов деятельности, которые представляют интерес для широких слоев населения: библиотеки, научные исследования, образование, медицинское обслуживание, уход за животными и окружающей средой и прочее.

Стоит отметить, что право собственности на вакф с юридической точки зрения, владение собственностью вакфа не подлежит возврату человеку, который ранее владел вакфом.

В ходе дискуссии было предложено под понятием «вакф» иметь в виду не только выделение денежных средств, земли или недвижимого имущества, постройку мечетей и религиозных учреждений, но и распространение знаний. Ведь есть люди, которые не имеют возможности поделиться своим материальным благополучием, но и искренне хотят достичь довольства Всевышнего путем служения своему обществу. Единственный способ, доступный для них, - это распространение знаний.

Подводя итог встрече, участники круглого стола отметили, что, в первую очередь, необходимо популяризировать знания об институте вакфа среди представителей мусульманской общины с позиции классического исламского богословия. Свою помощь в этом благом деле предложило не только Духовное управление мусульман, но и Ассоциация мусульманских предпринимателей, и Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, и юридическая элита республики.

Ильмира Гафиятуллина

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей