Сегодня, в 9-й день месяца джумадаль-ахира (10 декабря), в Чистопольском мухтасибате прошла V Республиканская научно-практическая конференция «Чтения Мухаммад-Закира Камалова (Чистави)», посвященная жизни и наследию выдающегося татарского богослова XIX века – Мухаммад-Закиру Камалову (Чистави).
Научное собрание прошло с участием видных религиозных деятелей, исследователей, наставников и других почетных гостей, в числе которых были главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев, руководитель медресе имени 1000-летия принятия Ислама Ильяс хазрат Зиганшин, имам-мухтасибы Чистопольского, Алексеевского, Новошешминского и Спасского районов, а также руководитель Казанского отделения Всемирного конгресса татар Фарид Мифтахов. Среди участников также были известные филологи, литературоведы, теологи, краеведы, учителя, педагоги и общественные деятели. Конференция проведена в рамках Года семьи, объявленного в России, а также Года семьи и халяльного образа жизни, инициированного муфтиятом Татарстана.
Чтения Мухаммад-Закира Камалова началось с посещения могилы выдающегося татарского богослова на историческом кладбище города Чистополя. В событии приняли участие главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев, один из организаторов конференции, руководитель медресе имени 1000-летия принятия Ислама (г.Казань) Ильяс хазрат Зиганшин, руководитель Казанского отделения Всемирного конгресса татар Фарид Мифтахов, имам-мухтасиб Чистопольского района Мухаммад хазрат Киямов, а также имамы района, местные жители, гости и духовенство. Они прочитали суру «Ясин» и совершили ду’а.
Далее участники мероприятия приняли участие в пленарном заседании конференции, которая состоялась в городском Исламском центре Чистополя. Здесь с приветственными словами выступили заместитель главы муниципального образования «Город Чистополь» Михаил Ксенофонтов, главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев, руководитель Казанского отделения Всемирного конгресса татар Фарид Мифтахов и другие видные деятели.
После приветствий последовали основные доклады, в которых выступили приглашенные спикеры: руководитель медресе им. 1000-летия принятия Ислама в г.Казани Ильяс хазрат Зиганшин, кандидат исторических наук, имам мечети села Нижняя Майна Аксубаевского района и директор средней школы Рафик хазрат Насыров, а также преподаватели Чистопольского мухтасибата Рамиля Хайбуллина и Лилия Фасхутдинова. Они рассказали о важности изучения отечественного духовно-культурного наследия как средства воспитания молодого поколения, об истории надгробной надписи Мухаммад-Закира Камалова и о жизнеописании татарского богослова Мухаммад-Закира ишана Камалова.
Участники высокого собрания выделили важную роль и интерес мусульманского сообщества на предыдущих чтениях (конференциях), которые стартовали в 2012 году, и призвали к продолжению данной конференции.
На научной конференции прошло также захватывающее выступление Джалиля хазрата Фазлыева, посвященное значению духовного развития. Мероприятие завершилось подведением итогов работы по изучению и сохранению творческого наследия Мухаммад-Закира Камалова (Чистави).
В рамках конференции гости также посетили мечеть «Нур» – первую соборную мечеть города Чистополь. Здесь располагается музей Мухаммад-Закира Камалова, где они ознакомились с фотографиями, представленными в этом уникальном музее.
Справка.
Шейх Мухаммад-Закир аль-Чистави (Камалов) – родом из деревни Сасна, которая сегодня входит в состав Балтасинского района Республики Татарстан. Обучался в известном Маскаринском медресе и по завершении образования вернулся в Чистополь, где приступил к своей деятельности в качестве имам-хатыйба.
Мухаммад-Закир был обладателем отличной физической формы и ловкости. В молодости, подобно своим братьям, он был известен в округе как борец. В будущем он не отказался от мирских дел, активно занимаясь торговлей и став купцом второй гильдии, что принесло ему значительное состояние. Этот факт свидетельствует о том, что Мухаммад-Закир умело сочетал духовные и материальные аспекты жизни.
В своей жизни Мухаммад-Закир не избегал повседневных забот. Более того, будучи образованным и ясно мыслящим человеком, шейх использовал свои средства на построение медресе, в котором начал преподавать с 1847 года. Это значительное учебное заведение предоставило возможность сотням молодых людей приехать из различных уездов и губерний России для обучения исламским знаниям.