Поэме «Шан кызы дастаны» - 1130 лет! Возвращение дастана «Шан кызы» народу из небытия

03 мая 2012 года 14:23

По инициативе Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова 2012 год объявлен Годом историко-культурного наследия в нашей многонациональной республике.

Вниманию читателей предлагается статья «Возвращение дастана «Шан кызы» народу из небытия», которому в 2012 году исполняется 1130 лет.

В этой поэме переплетаются исторические судьбы народов, проживающих на постсоветском пространстве.

Авторам этого бессмертного творения является булгарский поэт Микаиль Башту. Шедевр древнебулгарский поэзии создавался в 865-882 годах.

Дастан «Шан кызы» издан в столице Турции городе Анкаре на турецком и русском языках, в столице Украины городе Киеве – на украинском языке, в столице Болгарии городе Софии – на болгарском языке. Известный казанский поэт Ахмет Адиль проделал огромную и кропотливую работу по переводу поэмы древнебулгарской литературы на современный язык. Всё это позволяет всесторонне исследовать данное произведение.

Известный украинский поэт, историк, археолог Юрий Олейник указывает на то, что дастан «Шан кызы» раскрывает неизвестные страницы истории культуры украинского народа, то есть эта поэма является источником, представляющим исключительную ценность для украинских учёных.

Получается, что дастан «Шан кызы» является связующим звеном между двумя братскими народами: украинским и булгаро-татарским.

Микаиль Башту начал создавать дастан «Шан кызы» в 865 году в городе Башту (Киеве), а закончил в 862 году в столице Волжской-Камской Булгарии в городе Биляре – куда он прибыл с целью распространения Ислама среди волжских булгар.

Микаиль Башту – богослов, поэт, историк. Он был потомком купца Синджа, выходца из Индии. Синдж одним из первым в Хоросане (северо-восточная часть Ирана) принял от арабов Ислам. Его потомки Абдаллах и Шамс были муллами. Абдаллах был муллой в Северном Дагестане, а его сын – в Кара Булгаре, то есть в Западной Булгарии. Они внесли большой вклад в дело распространения Ислама среди западных булгар, были известными богословами. Кроме того, Микаиль по прозвищу Башту (Киевлякин) заслужил уважение и долгую память у булгар и другими деяниями.

После переезда вместе с царём Джилки в Среднее Поволжье Микаиль Башту очень активно распространял Ислам во многих уголках Волжской Булгарии и организовал несколько сотен школ-мектебе при мечетях.

Благодаря его стараниям в 80-х годах IX века в Биляре-Булгаре было организовано булгарское монетное дело. Он занимался «поиском месторождений железа, золота, серебра, меди, угля и драгоценных камней на Урале».

Как советник царей Джилки и Алмыша он побуждал их покровительствовать торговле. Именно Микаиль Башту внушил им мысль о том, что царство их «будет настолько сильным, настолько будет сильна его торговля». По его совету они благоустроили и обезопасили торговые пути, проходящие через Волжско-Камскую Булгарию.

Как видим, Микаиль Башту был неординарной личностью и широко образованным человеком. Всё это позволило ему создать поэму «Шан кызы дастаны» – «Сказание о дочери Шана» (865-882 гг).

В ней содержание самого дастана булгар о подвигах трёх богатырей (эльбиров) – побратимов было соединено с сочинениями самого Микаиля Башту. Эту поэму многие заучивали наизусть и исполняли на свадьбах.

Из книги Анатолия Железного «Очерки предыстории Киевской Руси». (Москва: Инсан, 2000).

«…И ещё один факт. На свадьбе русского князя (сына Андрея Боголюбского) с грузинской царицей Тамарой булгарский представитель князь Елаур из рода Рыштавлы читал дастан Микаиля Шамси-Башту. Один из приглашённых, рыцарь Шата был настолько восхищён поэмой, что побратался с Елауром, принял его родовое имя Рыштавлы и впоследствии сочинил свой бессмертный эпос «Витязь в тигровой шкуре», в котором можно узнать не только основной сюжет, но и имена героев булгарского дастана (в дастане – Хасан, Фатима, Аудано-Дуло, Тавриль, в грузинской поэме – Хасан, Фатима, Автандил и Тариэль).

Булгарский князь Елаур на одном дыхании исполнил дастан Микаиля Башту, время от времени подыгрывая на домбре. Домбра была многострунной. Считается, что такого типа домбру изобрели буруджане-дагестанские булгары. Они эту домбру называли «гэсэле». От булгар многострунную домбру восприняли ульчийцы, то есть уличи (одно из славянских племён). Они стали произносить её как «гусли». Кроме многострунной домбры булгары пользовались простой домброй. «Её они называли «баллы» («сладкая», «медовая»). Этот тип домбры изобрели сабаны. От гэсэле и баллы в дальнейшем пошли соответственно гусли и балалайки. Подробнее об этом см. З.З.Мифтахов. Курс лекций по истории татарского народа. Первая часть. – Казань: Дом печати, 1998. – С.270-271.

Микаиль Башту умер в 900 году. Он погиб во время поездки на Урал. Ночью на Каме разыгралась буря. Судно, на котором ночевал Микаиль, перевернулось, и он утонул. Это произошло возле Набережных Челнов.

Мидхат ИЖБУЛАТОВ,

магистр Международной педагогической академии,

член Международной конфедерации журналистов

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

ЦАРСТВО РАЗУМА

04 мая 2012 года 09:03

Исламская трансформация

04 мая 2012 года 09:01

Молодежный призыв

03 мая 2012 года 14:32

Успех во благо «Уммы»

03 мая 2012 года 14:28
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей