Кадимизм: размывание ярлыков

03 мая 2012 года 14:21

Научная конференция на тему «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи» прошла 19 апреля 2012 года в рамках заседания Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ).

Участниками конференции были обсуждены проблемы кадимизма как идеологии татарского консерватизма, его роли в религиозной и общественно-политической жизни Российской империи и его места в сохранении традиционного для татарского народа ислама ханафитского мазхаба.

На конференцию был приглашен выпускник классического кадимистского медресе, ныне начальник Издательского отдела ДУМ РТ, имам казанской мечети «Тынычлык» Камиль хазрат Самигуллин. Он рассказал о том, каким образом происходит преподавание в подобных медресе. Основной упор делается на дисциплину и порядок. Именно благодаря им ученики усваивают большое количество информации, не отвлекаясь на дела «мирские». Утро у шакирдов начинается в три часа, спать они ложатся в 10 вечера. Постель у них на полу в виде матрасов (на кроватях не спят). В этом медресе ученикам не дают возможности праздно проводить время. Каждый выпускник медресе является Коран-хафизом (знает наизусть Коран), отлично владеет арабским языком и шариатскими науками. По словам Камиля хазрата, те, кто закончил подобное медресе – настоящие имамы, которые шли туда ради одной цели – в дальнейшем нести людям свет ислама. «Сегодня многие поступают в медресе по остаточному принципу – не поступил в светский вуз, поступлю в медресе, дабы откосить от армии. Раньше, в дореволюционные времена, если у отца было несколько сыновей, то он самого умного отдавал учиться в медресе. Как видите, времена поменялись». Суть кадимизма, по мнению Камиля Самигуллина, в сильном богословском и шариатском основании как основной традиции мусульман.

Проясняя ситуацию с выбором темы конференции, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИРаис Сулейманов сказал, что культ джадидизма как религиозного модернизма, существующий в исторических исследованиях в постсоветском Татарстане, привел к тому, что за кадимизмом как идеологическим оппонентом джадидизма закрепился стереотипный образ религиозного ретроградства и средневекового мракобесия, что негативно влияет на понимание сути консерватизма в истории татар. Кроме того, на сегодняшний день, по его мнению, очень мало исследований кадимизма. Об этом можно судить по количеству научных диссертаций на обе темы (за последние два десятилетия было защищено 26 диссертаций по джадидизму и всего лишь 1 – по кадимизму), где очень хорошо представлена джадидистская тема и почти совсем не представлена кадимистская. Возможно, это связано с проджадидидским направлением в изучении истории татарского ислама. «Пора положить конец диктатуре джадидоцентризма в изучении прошлого татар и реабилитировать кадимизм», - подытожил эксперт.

С этим мнением не согласилась старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории Академии наук Республики Татарстан Резеда Сафиуллина, которая отметила, что, возможно, диссертаций на тему кадимизма намного больше, но этот термин в силу его спорности на сегодняшний день там уже не использовался. Она привела пример своей работы по татарскому книгопечатанию, где затрагивалась тема преподавания, в том числе и по старометодному образцу.  

Научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории Академии наук Республики Татарстан Дина Мухаметзяновав своем докладе раскрыла суть и содержание педагогической системы кадимизма. Она считает, что кадимизм нужно рассматривать в историческом ракурсе. Само понятие кадимизма не могло возникнуть без появления джадидизма – явления, которое ему противопоставлялось. В любом случае оба термина достаточно условны. Рождение системы конфессионального образования началось в XVII-XVIII вв., и она функционировала во всем мусульманском мире и до возникновения джадидизма. Дина Мухаметзянова считает, что острая полемика между кадимистами и джадидитами лежит вне педагогической проблематики.

С этим мнением согласился и начальник Отдела образования и науки ДУМ РТВалиулла хазрат Якупов, который добавил, что именно политические процессы, происходившие в начале ХХ века, способствовали возникновению джадидизма. Само это явление не уникально только для нашей территории. Оно лишь как следствие модернизации во всем мире, когда закончился период империй и люди стремились обосабливаться в национальные государства. Отсюда неравнодушие джадидистов к влияниям Запада. Это был естественный процесс модернизации, секуляризации и этнизации общества.

Еще в 2002 году в своей работе «А была ли дихотомия «джадидизм–кадимизм»?» ученый говорил, что дореволюционное духовенство было в основной массе выпускниками кадимистских медресе и носителями «плохого» кадимизма. «Чем же объяснить, что эти «ретрограды» избирают казыем Мухлису Буби — первую женщину-казыя?», - задается он логичным вопросом в своей статье.

Валиулла Якупов еще раз подчеркнул, что противостояние «джадидизм-кадимизм» не было на религиозной почве. Что касается методик обучения, на которые ссылаются современные историки, объясняя различия преподавания в старометодных и новометодных религиозных школах, то это последовательные этапы эволюции единой конфессиональной школы татарского народа.

На политической подоплеке разделения на кадимистов и джадидитов остановился и председатель Общества ревнителей истории г. Казани Василий Ордынский. В своем докладе он осветил вопросы поддержки противниками джадидизма монархической власти, что, по его мнению, говорило о высоком патриотизме кадимистов. Валиулла хазрат Якупов, соглашаясь с приведенными фактами предыдущего докладчика, подчеркнул, что поддержка царя со стороны мусульманского духовенства началась после издания Манифеста Николая II об укреплении начал веротерпимости, и это было вполне рациональным решением.

В заключении участники конференции пришли к выводу, что термин кадимизм на сегодняшний день интерпретируется не совсем верно. Это явление следует рассматривать в исторической ретроспективе, где оно имеет свою положительную оценку. Кадимизм и джадидизм являются составными частями общественно-политического и религиозного движения среди татар Российской империи и заслуживают изучения без перекоса в какую-либо сторону.

 

Справка:

Джадидизм (араб. «обновленчество») — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.

Кадимизм (от араб. кадим — старый) — консервативное движение в татарском обществе и среди мусульман России кон. XIX — нач. XX вв. Сторонники кадимизма защищали патриархальные устои жизни, вели активную борьбу против религиозного реформаторства, джадидизма, придерживались схоластической системы в области образования и воспитания.

Подготовила Гузель Максютова

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

ЦАРСТВО РАЗУМА

04 мая 2012 года 09:03

Исламская трансформация

04 мая 2012 года 09:01

Молодежный призыв

03 мая 2012 года 14:32

Успех во благо «Уммы»

03 мая 2012 года 14:28
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей