Научно-образовательный издательский проект «Культура, религия, общество» под руководством д.и.н., профессора Р.А. Набиева, начатый в 1997 году, продолжит реализовываться и в год Универсиады. С этой целью в мае 2013 года планируется проведение международной научной конференции «Исламско-христианский культурный симбиоз на постсоветском пространстве: исторический опыт и фактор устойчивости».
- Ринат Ахметгалиевич, расскажите о татарстанском опыте межконфессиональных отношений и как вы пришли к понятию «исламо-христианский культурный симбиоз»?
- Значение татарстанского опыта в формировании толерантного сознания в обществе нельзя недооценивать. На Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в рамках проекта Серии «Культура, религия и общество», «Историческое образование в высшей школе: формирование специалиста и гражданина» в 2010 году говорилось о том, что Международное сообщество одним из критериев демократии определяет степень свободы совести в стране и состояние государственно-конфессиональных отношений. Татарстан, где ислам и христианство составляют биконфессиональное паритетное большинство, признан в нашей стране и за рубежом как регион с наиболее высоким уровнем религиозной и национальной толерантности. В период перестройки был взят курс на упразднение Советов по делам религии на всех уровнях. В Татарстане же государственный орган регулирования государственно-конфессиональных отношений был сохранен, что, как показала дальнейшая жизнь, оказалось мудрым политическим решением. Совет по делам религий стал объективным посредником между правительством и религиозными организациями, он старался поддерживать баланс интересов конфессий, наций и народностей, населяющих республику и, главное, способствовал процессу осмысления и продвижения креативно- позитивных действий в сфере государственно - межконфессиональных взаимодействий.
Необходимость о правовом и религиозном просвещении пришла с появлением некоторых конфликтных ситуаций. В 1997 году был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», суть которого активно разъяснялась в те года. Далее по инициативе Совета по делам религий был организован общественный орган, межконфессиональный совет, состоящий из представителей различных конфессий. В рамках новых подходов, таких как, например, идею религиозного просвещения материализовать встречами студентов с представителями ведущих конфессий, через социальное партнерство развивать межконфессиональное сотрудничество, посредством интеграции религиозных организаций в социокультурную и общественную жизнь сформировать их как элемент гражданского общества и т. д.
Совет по делам религии с участием сотрудников Казанского универсистета и АН РТ с 1997 года начал издавать серию книг «Культура, религия и общество». В ней были изданы сборники статей и докладов различных конференций, семинаров, посвященных религиозным вопросам, научные исследования, аналитические материалы, различные справочники и словари, учебные курсы. Всего вышел 21 выпуск. Все эти сборники – труды ученых на протяжении 15 лет плодотворной работы с целью изучения взаимодействия основных двух религий в России. Анализируя все эти труды, я пришел к выводу, что пора говорить не просто о толерантности в многоконфессиональном обществе, а о симбиозе, культурном симбиозе.
- Насколько известно, такое понятие, как «исламско-христианский культурный симбиоз» раньше не использовалось. В чем его прогрессивность?
- Действительно, этот термин только входит в использование и предстоящая в 2013 году конференция попытается раскрыть его суть.
В обосновании целей научно-практической конференции я отмечаю, что на фоне сложных общественно-политических процессов особое значение приобретает осмысление опыта полиэтнокультурных вариантов развития, для которых характерным являются устойчивые тренды к толерантности, нормализации межэтнических и межконфессиональных отношений. Речь, в частности, идет о крупных восточных регионах постсоветского пространства, таких как Татарстан, Башкортстан, Казахстан, где исторически сформировался такой тип диалога культур и языков, какой может быть охарактеризован в качестве исламо-христианского культурного симбиоза.
Интерпретация социологической наукой термина «симбиоз» возникает в контексте пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, где она обозначает форму взаимополезного сосуществования этнических систем в одном регионе, при котором симбионты сохраняют свое своеобразие. Между тем, ни в этнологии, ни в других направлениях социогуманитарного знания концепт социосимбиоза не получил сколько-нибудь заметного распространения. Взаимодействие двух основных традиционных для российского сообщества религий – православия и ислама, на историческом срезе Татарстана с полным основанием может быть названо моделью межконфессионального культурного симбиоза. Ярким символом взаимоадаптации основных этнокультурных групп, населяющих Республику Татарстан, на современном этапе является крупный социальный проект, связанный с возрождением таких культурно-исторических памятников, как Булгары и Свияжск.
Обсуждение проблемы исламо-христианского культурного симбиоза, которое, несомненно, привлечет внимание широкого круга ученых и культурной общественности, представляется особо важным и значимым в связи с проведением в столице Татарстана – городе Казани, Всемирного студенческого спортивного форума, который, как известно, наряду с развитием спортивного движения призван решать задачи сближения и углубления взаимопонимания между народами.
Данная проблематика активно разрабатывается в Институте истории КФУ в рамках научно-образовательного издательского проекта Серии «Культура, религия и общество».
- Не вызовет ли данный термин неприятия со стороны приверженцев православия и ислама?
- Симбиоз – это не экуменизм или слияние. Это нужно подчеркнуть. К тому же, речь не идет об исламо-христианском симбиозе, а о исламо-христианском культурном симбиозе. Разница велика. Ислам и христианство – это самостоятельные и самодостаточные религиозные системы и взаимопоглощение, естественно, не может произойти. Но и там, и тут есть общие ценности, праздники, воспевающие эти ценности. Культурное взаимообогащение идет полным ходом. Православные поздравляют мусульман с их праздниками и наоборот, реальная жизнь вообще очень богата на примеры. А сколько смешанных браков в нашем обществе?! Какие здесь парадигмы воспитания общих детей? Понятно, что это не просто толерантность – терпимость. Мы не терпим друг друга, у нас происходит взаимовыгодное культурное обогащение. Мы не пытаемся друг друга ослабить, а понимаем, что только вместе мы сила и это наша общая основа процветания и уютного проживания на одной территории. Поэтому введение понятия «культурного симбиоза» очень актуально на современном этапе межкультурного взаимодействия.
Подготовила Гузель Максютова
www.e-umma.ru