Как известно, для определения дат религиозных праздников мусульманские народы пользуются календарем Хиджры (ат-таквиму-л-Хиджрий), основанном на движении Луны вокруг Земли. Летоисчисление по Хиджре берет свое начало от даты переселения (хиджры) пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину, которое произошло 16 июля 622 года. До начала эры тесных контактов мусульманского мира с западными странами в нем использовался только календарь Хиджры, который называют также и лунным календарем. Позднее мусульмане стали использовать оба календаря, хотя в некоторых мусульманских странах календарь Хиджры до сих пор имеет статус официальной системы летоисчисления.
В отличие от используемой ныне системы летоисчисления, в основе которого лежит движение Земли вокруг солнца (т.н. Григорианского календаря, берущего начало от Рождества), долгота лунного года несколько короче солнечного, при одинаковом количестве месяцев. Если солнечный год составляет 365 или 366 суток, то лунный год состоит из 354-355 суток. Эта разница вызывает определенные трудности в тех случаях, когда требуется перевести какую-либо дату из системы «мусульманского» летоисчисления в «западную» или наоборот. Для решения этой задачи существовали специальные таблицы и формулы. Например, в знаменитом арабско-русском словаре Харлампия Карповича Баранова (1892-1980) схема согласования дат занимает две страницы. Она состоит из громоздкой таблицы и разъяснительной части с соответствующими формулами. Надо признать, что данная таблица давно уже «не работает», поскольку рассчитана лишь до 1976 года. Это и неудивительно, если учесть, что Х.К.Баранов создавал свой словарь в 40-е годы прошлого века.
Гораздо раньше видного арабиста профессора Х.К.Баранова выдающийся татарский ученый и просветитель Габделкаюм ибн мелла Габденнасыр, который известен нам как Каюм Насыри (1825-1902) создал свой уникальный способ согласования дат исламской и христианской системы летоисчисления. Будучи представителем исламского мира, живущим на стыке двух культур и цивилизаций, Каюм Насыри, конечно же, не раз сталкивался с необходимостью согласования систем летоисчисления этих миров: христианско-русского и исламско-татарского.
Это очевидно, если учесть огромный многолетний труд ученого, который он посвятил созданию и публикации ежегодных (на протяжении 25 лет) мусульманских календарей, заложив традицию, которая продолжается и поныне. Создавая свои настольные календари, которые не только имели широкий просветительский контекст, но и которые в то время для татарского народа играли роль регулярной периодической прессы, Каюм Насыри попросту не мог не столкнуться с проблемой согласования дат. Именно благодаря существованию такой потребности татарский ученый и разработал проект удивительно простого и, в то же время, «вечного» календаря для согласования дат.
Данный календарь хранится в музее Каюма Насыри в Казани и представлен на фото. Календарь состоит из двух дисков с нанесенными на них названиями месяцев согласно солнечному и лунному году. Каждый диск проградуирован, т.е. имеет шкалу с делениями, которые соответствуют дням. Внешний диск соответствует григорианскому календарю, состоящему из 365 дней, а внутренний – лунному календарю Хиджры с 354 днями. В принципе, диски можно двигать относительно друг-друга по одной общей оси. Как видим, на этом календаре достаточно один раз в год совместить даты двух систем, летоисчисления, чтобы он исправно «работал» в течение всего года. Остается только поместить календарь на видное место.
В завершение отметим, что в век Интернета проблема согласования дат мусульманского и христианского летоисчисления перестала представлять сколько-нибудь сложную задачу. Сейчас достаточно ввести в поисковик соответствующий запрос и все, выписывай результат. Это очень удобно, но в этой простоте и удобстве есть свой большой минус, а именно: человек перестает думать и при необходимости производить расчеты. Но это уже другая тема.
Айдар Хайрутдинов