СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ТАТАРСКИХ МУЛЛ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

10 апреля 2012 года 17:35

Издавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Шариата. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает раствориться татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества. Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью.

Традиционно татарские муллы создавали семьи после окончания медресе. Невесту подбирали родители, обычно из семей духовенства, обращая внимание на ее род, достаток, образование, внешние данные.

Семьи татарских мулл были большими и крепкими. Супруги родителей, как правило, жили вместе с ними. Семьи были многодетными (но многие дети из-за болезней умирали). Например, известный имам-мударрис деревни Тунтар Ишмухаммет Динмухамметов имел 7 детей: Фатыйма, Мухамматракып, Фарук, Латыйфа, Нурлыгаян, Габдулхай, Нурислам. Имам деревни Тавгильдино Тетюшского уезда Сагид бин Хамид имел 9 детей: Сабит, Сахиб, Гимран, Гимадуддин, Мухаммедшах, Ахмедшах, Джамалутдин, Низамутдин, Гатаулла.

Из изученных материалов выясняется, что среди семей мулл разводов было мало. Состоятельные муллы позволяли себе иметь вторую жену. Так, например имам деревни Шадчи Мамадышского уезда Джамалутдин бин Бикаш, имам деревни Нурлат Фахрутдин бин  Мустай имели  две жены.

Воспитанию своих детей муллы уделяли особое внимание. Обучению в мектебе и медресе предшествовала тщательная домашняя подготовка. С малых лет обучали детей шариату, грамоте, нравственности. Сыновья мулл по достижении 7-8 лет отправлялись в мектеб, где они получали начальное религиозное образование, затем до 20-25 лет учились в медресе, порой оставаясь и на лето. После окончания некоторое время они работали в медресе в качестве халфы или же становились муллами в приходе отца или в другом месте. Женившись, мулла строил себе отдельный дом, в чем прихожане ему активно помогали. Некоторые сыновья мулл после окончания медресе начинали заниматься торговлей. Как писал К.Фукс: «сыновья мулл никогда не живут дома; они в продолжении года разъезжают по ярмаркам, сначала в извозах на своих лошадях, потом ездят с городскими татарскими купцами, чтобы быть при их лавках. Они приносят товары, вяжут тюки и таким образом приучаются торговле, делаются приказчиками, наживают капитал и часто выходят в купцы».

Что касается дочерей мулл, то они всегда находились рядом с родителями, получая хорошее начальное образование и воспитание. Родители заботились не только о ее приданом, но и умении быть в дальнейшем хорошей хозяйкой. Обучали рукоделию, национальной кухне, ведению домашнего хозяйства. По достижению 15-16 лет заботились  выдать замуж, зачастую за сыновей мулл, купцов, мещан. Как писал К.Фукс о муллах: «…дочери их часто выходят за богатых Казанских татар и они за них берут большой калым».

Как было сказано выше, муллы хорошо знали друг друга, общались, ходили в гости и поэтому часто женили сыновей или отдавали замуж дочерей за детей знакомых мулл. Это было своего рода закреплением взаимоотношений и дружбы родством.

Так, известный имам, ученый, историк Хади Атласи был женат на Хусникамал – дочери известного имам-мударриса ддеревни Нижние Чершилы (сов. Лениногорского района) Габделфаттах хазрата (у которого около 10 лет учился Ризаэтдин Фахретдин)Дочь известного муллы Закир ишана Камалова Асьма вышла замуж за Мусу (Джаруллах) Бигиева. Имам Гизетулла Исхаков (отец писателя Гаяза Исхаки) деревни Кутлушкино (Яуширма) Чистопольского уезда был женат на Камарии – дочери муллы Абдулвалея.

Для наглядности можно описать семью Закира ишан Камалова. Его семья была большой. Он имел две жены. Только от первого никаха с Бибигасимой воспитывались четверо детей. Одна из его дочерей, Фатима, умирает в молодости, другие две — Бибиганделип и Бибихадича — связывают свою жизнь с имамами Мухаммед-Шагитом и Шигабутдином. Сын, Мухаммед-Наджиб, так же берет в жены девушку из почтенного рода. Второй женой была молодая (15-16 лет) Бибифатима, на которой он женился в солидном возрасте. Бибифатима стала одаривать мужа детьми. Скором времени общее количество детей достигло 14 (четверо умерли в младенчестве), абсолютное большинство были девочки. Отметим, что Амина вышла замуж за муллу Наджиба Шамсутдинова (Тунтари), Камилятенниса - за муллу Наджиба Амирхана, Тарифа - за муллу Тарифа Уразгильдиева, Асьмаи-Галия, как отметили уже, стала женой знаменитого теолога Мусы Бигиева, Уммагульсум - женой фабриканта Абдуллы Акчурина, Шамсениса - женой «ярлы» (бедного, захудалого) Рустема Акчурина, Ажуайрия - женой мугаллима Миргалима Мансурова. Хатима в гражданскую войну умирает от тифа, будучи фельдшерицей.

Довольно нелегко складывается семейная жизнь Ш. Марджани. В 1851 году в возрасте 32 лет он женился на Фатыме –  дочери ахуна Казани Габденнасыйра бине Рахманколый. Но скоро она при родах скончалась. Второй раз женился в 1852 году на Бибинагиме (Нагыма) – дочери Казанского жителя Хусаина бине Юусуфа бине Исмагила бине Апаная. От этого никаха родились десять детей (Хайренниса, Борханетдин, Марьям (старшая), Марьям (младшая), Фахренниса, Ахмад, Махмуд, Гайша, Салих, Хава). Прожив с ним почти 19 лет, 1870 году жена так же умирает при родах. Третий раз женился 1871 году в возрасте 53-х лет на Бибифатыме (Фатыма) – дочери Казанского купца Хусаина бине Якуба. От нее известны дети Галия, Нагима. Позднее взял вторую жену Бибизухру (Зухра) – дочь известного имам-мударриса города Буинска Габденнасыйр ишана Мухаммадамина (ум. 1886 г.). Из детей старшая и младшая Марьям, Ахмад, Гайша, Салих, Махмуд умерли при его жизни. Марджани особо скорбел о потере сына 20 лет Махмуда, отличавшегося ученостью, на которого он возлагал большие надежды.

Муфтий Ризаэтдин Фахрутдин в личной жизни был счастлив. В 1885 году в возрасте 26 лет он женился на Нуржамал – дочери ахуна деревни Чубытлы Мензилинского уезда Габдулнасыра Тухфатуллы. Счастливо прожив 51 год, они воспитали четырех сыновей (Габдрахман, Габдулахат, Габдрашит, Сагид) и двух дочерей (Зейнаб и Асьма), являясь примером для своих детей.

Таким образом, семьи татарских мулл были большими и крепкими, часто имели родственные связи с другими семьями мулл.

 

Маликов Рашид Ильязович –

аспирант Института истории им. Ш.Марджани АН РТ

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

"Если бы мы выучили хотя бы 30-й джуз, то были бы успешными мусульманами..."

«Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели...

04 марта 2016 года 15:50

Презентация уникальной рукописи Каюма Насыри

Речь идет о рукописной книге «Мифтах аль-Кур’ан», – первом в мусульманским мире...

17 февраля 2016 года 10:14

"Лучший вариант - когда специалист по медицине является еще и мусульманином"

Что такое прививка? Откуда к нам пришла вакцинация как способ обезопасить человека от определенных...

15 февраля 2016 года 15:20

Слова, которые Всевышний любит больше всего

«Верующие! Часто (много) вспоминайте Бога [не только и не столько словами, сколько состоянием...

12 февраля 2016 года 10:52
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей