«Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех» (Сура «Нур», 24:52). Можно ли быть успешным мусульманином? Или это сугубо светское понятие? И что вообще значит понятие «успех»? Это финансовая составляющая жизни или умение сочетать все сферы своей жизнедеятельности? Как найти баланс между успехом в мирской жизни и следованиям предписаниям Корана?
О том, какой он, успешный мусульманин, обсудили в рамках очередного заседания мусульманского дискуссионного клуба в стенах медресе «Мухаммадия». Спикерами встречи были доктор политических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин и руководитель крупного «Инженерно-внедренческого центра «Техномир», отец троих детей Адель Мамедов.
Согласно словарю Ушакова, успех – это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Какими качествами должен обладать мусульманин, чтобы считаться успешным? Что надо делать, чтобы преуспеть в обоих мирах? Как отметили присутствующие ребята, характерными для успешного человека качествами являются честность, порядочность, усердие, профессионализм.
- Для каждого успех имеет свои критерии, - уверенно начал Адель Мамедов. – Для бизнесменов – это заработать миллиард долларов. Для мусульманина все-таки успех определяется совокупностью факторов – что ты сделал в этой жизни, чтобы получить благо в следующей. Эту жизнь нам надо прожить достойно. И здесь, в мирской жизни нужно достойно вести дела, и к будущей жизни готовиться.
Рафик Мухаметшин в свою очередь обратил внимание аудитории на то, что нужно рассматривать все словосочетание целиком – «успешный мусульманин».
- Успех – это 100% светское понятие. Если мы говорим успешный мусульманин, это говорит о том, что мусульманин в этой, мирской жизни ведет успешно дела. Использовать термин «успешный» в отношении религии, на мой взгляд, не совсем верно. Что значит успех в религии? По отношению к религиозной сфере мы должны использовать более точные понятия – богобоязненность, усердие, искренность, намерение. А успех мы должны все-таки привязывать к нашим светским стремлениям, усердиям. В этом нет ничего плохого. Мы же не разделяем: «Богу богово, а кесарю кесарево». У нас мусульманин – единое целое. Он должен быть и в мирских своих делах успешным, и богобоязненным. Безусловно, успешный мусульманин в первую очередь должен быть богобоязненным, а следом идет его профессионализм.
Но проблема в том, что на сегодняшний день, к сожалению, мусульмане бояться быть богатыми. Сахабы не боялись зарабатывать. Они тратили свои средства на развитие уммы. Сейчас отсутствие работы некоторые мусульмане объясняют тем, что они бояться зарабатывать деньги, что не смогут выдержать испытание богатством (к примеру, в Арабских Эмиратах деньги тратятся на золотые машины и прочие излишки), при этом говоря о том, что Аллах всегда даст ризык. То есть живут одним днем. И еще удивляются, почему девушки не идут замуж. На вопрос о том, как он будет обеспечивать семью, ответ обычно один: «Сначала женюсь, а потом думать буду».
- Такие люди свою слабость прикрывают исламом. Прописано, что мусульмане должны стремиться в этой жизни и зарабатывать, и содержать достойно семью. Что касается Арабских Эмиратов, то если бы они зарабатывали эти деньги своим трудом, то так себя не вели. Это шальные деньги. А тот, кто сидит на шее матери, - плохой мусульманин. Да, может, он искренне верит и читает намаз, но он грешный мусульманин.
- В обязанности мужа входит содержать жену и семью, - добавил второй эксперт встречи.
Раз уж речь зашла о богатстве, то можно ли поставить знак «равно» между успехом и богатством, знаменитостью? В ходе беседы было решено, что богатство все-таки ближе к успеху, чем знаменитость. Особенно если учесть способность некоторых СМИ раздувать новость из ничего.
И все-таки, можно ли быть успешным в религии? Как может человек судить, насколько он или кто-либо другой успешен в религии? Это может определить только Аллах: если был успешен, то тебе дорога в рай, а если нет – в ад, уверен Рафик Мухаметшин.
- Приведу два примера: один необразованный, но искренне богобоязненный человек, а второй – выучил все, отучился в соответствующем заведении. Как можно понять, кто из них более успешен в религии? Где гарантия?
Здесь завязалась непростая дискуссия. Можно применить термин успех и по отношению к религиозному человеку, ведь успех – это достижение определенной цели. К примеру, выучить хадис, улучшать свои нравственные качества, работать над собой. По словам Айгуль Биктимировой, руководителя отдела по работе с молодежью ДУМ РТ, успешный человек в религии тот, кто выучил Коран и старается жить по Корану.
- Если бы мы читали Коран, учили суры, хотя бы 30-ый джуз, то мы бы были успешными мусульманами.
Но одно дело учить, и совсем другое – жить согласно предписаниям Всевышнего, следуя хадисам Пророка (мир ему и благословение). Самое главное – жить праведно, а не только изучать. Изучить можно все, что угодно.
По словам Аделя Мамедова, критерии успеха определяет каждый сам. Для кого-то успех – это много денег, а для кого-то – достичь высшей точки мастерства в своем деле. Девушки же отметили, что успех – это умение сочетать духовную, семейную, профессиональную и дружеские сферы своей жизни. Это постоянный прогресс, движение вперед. Именно этим определяется успех. В Коране сказано, что с детства и вплоть до самой смерти необходимо получать знания.
- Давайте определим, что для нас представляет ислам. Это прожить жить достойно. А что мы должны для этого делать?
Это не только получение образования, но и женитьба, создание семьи, ее достойное содержание. Мужчина должен реализовать себя в жизни, чтобы выполнить все обязанности, возложенные на него шариатом. Но можно ли на основе богобоязненности мужа судить о том, насколько хороша и успешна семья? «Поистине, среди верующих самая совершенная вера у того, кто самый благонравный и самый добрый к свой семье». Здесь уже встает вопрос о правильном воспитании ребенка. Нужно ли его хвалить, одобрять, постоянно водить в разные кружки, чтобы ни минуты свободного времени не было? Или все-таки нужно показывать все на собственном примере?
- Все зависит от индивидуальных качеств ребенка. Зачастую родители на корню обрубают все детские желания, принижают сразу детей. Нужно говорить ребенку, что перед ним открыты все двери и показать ему все пути, какие есть, - отметила женская половина собравшихся в стенах медресе.
Также надо прививать такие качества, как трудолюбие, усидчивость, умение выполнять монотонные действия. Нужно найти сильные стороны ребенка и развивать их, учить его ответственности и труду.
- Безусловно, чтобы ребенок был соблюдающим мусульманином, современным, с образованием и работой. Чтобы ислам был в его образе жизни, а он сам был примером того, что ислам – это и работа, и отношения в семье, и взаимодействие с братьями и сестрами, - уверил Адель Мамедов.
Рафик Мухаметшин добавил, что нужно найти золотую середину.
- Прививать уважение к родителям, к семье, к традициям. Но нужно не переборщить со всесторонним развитием. Здесь нужна золотая середина. Ведь откуда появляется золотая молодежь? С ними также когда-то ходили на всевозможные кружки, изучали иностранные языки. Важно не перегнуть палку и воспитать ребенка в традиционных татарских религиозных ценностях.
Также важно не развить в человеке синдром отличника, который может привести к гордыне. Ведь зачастую это попытка отличиться не за счет собственных качеств, а просто чтобы выделиться среди всех. А цель ради цели – плохо.
Заговорив о воспитании детей, нельзя не упомянуть и о роли женщины. Ведь первостепенная задача женщины, тем более мусульманки, - это забота о семье, доме, воспитание детей. На сегодняшний день мы видим нелицеприятные результаты равноправия – и папа, и мама работают, а ребенок остается в одиночестве, с ним никто не занимается.
- Да, конечно, девушка должна получить образование, как светское, так и религиозное. И это ей поможет достойно воспитать ребенка, дать ему необходимые базовые знания. Обратите внимание, на весь мусульманский мир только у татар есть институт абыстай. И это хорошо, когда более мудрые и знающие женщины учат молодых не только основам религии, но и обращают внимание на то, какой должна быть семья и какую роль в ней играет женщина, - отметил ректор РИИ.
Но вот ставить на первое место работу нельзя. Это подмена понятий, замена ролей. Да, согласно шариату, женщина может работать, если мужчина не имеет возможности достойно содержать семью. И все заработанные средства она должна тратить только на себя. Но зачастую женщины настолько увлекаются работой, причем сугубо мужской (бизнес, политика), что это для них становится способом ухода от семьи, от своих прямых обязанностей. Если женщина хочет работать, то пусть выбирает более женские сферы и тратит на рабочий процесс не более 5 часов в день, а не находится там допоздна.
Темой следующего дискуссионного клуба станут стандарты знакомств в исламе.
Ильмира Гафиятуллина, Казань